Умные ленты: зачем и когда они нужны медиа

В роадмапах бывает зона неведомого будущего — что-то планируется сделать, но неизвестно, когда (англ. roadmap — краткосрочный или долгосрочный план выпуска новой версии продукта или развития уже сущетсвующего. — ЖУРНАЛИСТ). Сначала делается всё срочное, затем всё важное, между делом реализуется простое и полезное. Предполагается, что в конце, когда всё это будет сделано, наступит время новых проектов с непонятной ценностью и непредсказуемой сложностью.

Обычно эти проекты никогда и не делаются. На пути возникает что-то новое: критичное, срочное или хотя бы простое. Иногда вы уходите совсем в другую сторону, встречая зоны новых возможностей. Это естественный процесс: если вы постоянно делаете всё, что планировалось, то слишком мало смотрите по сторонам.

Но иногда будущее всё-таки наступает.  На прошлой неделе запустили первую версию умной ленты, которая объединяет все виды контента и выбирает интересное алгоритмически, без участия редакторов. Давайте разберёмся, зачем и когда умные ленты нужны медиа?

 

ПОЧЕМУ ВАМ НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ УМНЫЕ ЛЕНТЫ КОНТЕНТА

Для большинства медиа в этом нет необходимости. Для умной ленты необходимо:

1.   Много контента разного качества, типа и тематики (если он хорошо структурирован, это упростит задачу);

2.   Много пользователей, которые проводят время именно внутри медиа, а не читают его по другим каналам (у этих людей умной лентой служит соцсеть, папка «Входящие» или трэй пуш-уведомлений);

3.   Много сигналов о контенте (лайки, рейтинги, шеры, скрытия);

4.   Крайне желательна социализация — посыл «мы показываем вам что-то, потому что это сделали ваши друзья или им это понравилось» работает лучше всех остальных.

Спортивному медиа с массивной блог-платформой, раздробленной информационной структурой и мобайлом, где лента — самый естественный вид отображения, всё это очень нужно. Обычному сайту с двумя или даже двадцатью постами в день — нет.

 

Но ленты не просто так отодвигались в конец роадмапа. Даже когда потребность существует, вы сталкиваетесь минимум с тремя проблемами:

1.   Технологически умные ленты — возможно, самое сложное, что можно сделать в области медиа. Не вдаваясь в подробности: сложно сделать алгоритм одновременно быстрым (новое вы хотите видить немедленно), персонализированным и выдерживающим большие нагрузки. Нужны программисты очень высокого уровня, без этого к задаче нет даже смысла приступать.

2.   Проблемы с информационной архитектурой за счёт объединения всего в одном месте не решаются. Дизайн выглядит странно, какие-то типы контента приобретают больший вес, чем должны. Можно, например, группировать новости в пачки по пять, чтобы текстовые заголовки не терялись между постов с картинками и видео. Но работы здесь ещё очень много.

3.   Управление ожиданиями: люди будут сравнивать ленту не с привычной главной страницей, а с идеальным вариантом в их голове. Про алгоритмы фейсбука ныли много лет, а ведь это фейсбук. Вам понадобятся годы улучшений и экспериментов, каждый из которых может восприниматься болезненно. Пока алгоритм не станет по-настоящему умным, каждая его мелкая глупость будет раздражать.

 

ПОЧЕМУ ВАМ НУЖНО ДЕЛАТЬ УМНЫЕ ЛЕНТЫ КОНТЕНТА

Как только ваше медиа становится достаточно большим, подавляющая часть контента на нём перестает быть интересна конкретному пользователю. Каждый читает свои 10% (а то и 1%), и никакая редакция и никакой рубрикатор не могут в этом помочь. Люди слишком разные.

На больших сайтах люди освоили «туннельное зрение», научившись быстро сканировать страницу и игнорировать всё лишнее. Но и у этого есть пределы — попробуйте выбрать что-то в меню The Huffington Post. Вам даже не подсказывают, какие разделы крупнее и интереснее других.

Впрочем, в вебе ещё можно что-то выдумывать. Но в мобайле вариантов нет. Двух- и трехколоночная вёрстка, которую сайты медиа так любят использовать, чтобы показать весь свой ассортимент, становится невозможна. Трехэтажные меню и другие варианты сложной навигации — тоже.

Что остается:

 Максимально персонализированная единая лента контента;

Рекомендации прямо в ленте;

Удобный поиск для всех остальных случаев.

Если вы этого не делаете сами, люди будут использовать чужие алгоритмы — например, любимую соцсеть. Если делаете, у вас появляется ещё одно конкурентное преимущество, причём ценность ленты растет с каждым днём.

Ещё будут появляться решения для умных лент. Не исключено, что в эту же сторону уйдет Яндекс.Дзен. Но ждать этого можно долго, а пользователи страдают уже сейчас. Поэтому нужно начинать войну с соцсетями их же методами, понимая, что это задача на много лет — но тем важнее начать заниматься ей пораньше. 

Не обязательно, кстати, думать только о лентах. Подумайте, можно ли сделать чуть умнее вашу главную. Ваши разделы. Ваше меню. Нужны ли вашим пользователям умные пуши, умные рассылки, умные комменты? Действительно ли они понимают и ценят вашу рубрикацию и ваше деление контента на форматы? Как вы можете учитывать их желания и интересы наименее трудозатратным способом? 

Как только вы начнете думать, как сделать что-то умнее, пути назад уже не будет — вы станете видеть такие возможности везде. И даже если задачи будут попадать в самый конец роадмапа, однажды вы всё-таки их сделаете. Так и наступает будущее.

 

Источник: блог MediaSkunk
Фото: geek-nose.com