За что мы любим «Ведомости»

26 октября «Ведомости» объявили, что в 2017 году в издании сменится главный редактор. Татьяна Лысова, работавшая в «Ведомостях» с 1999-го, покинет газету в марте. В ближайшие полгода она будет искать себе замену. Изменения в редакции — хороший повод, чтобы рассказать, за что мы любим «Ведомости». 

 

ЗА ЗАНУДСТВО

Будем честны: вряд ли найдется хоть одно федеральное издание в России, которое пишет так же скучно, как «Ведомости». 

Дело не только в том, что основная аудитория издания — менеджеры и владельцы бизнеса, которым не надо объяснять, что такое EBITDA и гудвил. Куда важнее, что каждый репортер «Ведомостей» пишет заметки в соответствии с жестким набором редакционных правил, которые задают высочайшие стандарты журналистики: экспериментировать с формой не получится, зато с этической и фактической точки зрения всё будет безупречно. Неслучайно «Догма», как называют эти правила, стала учебником для столичных и региональных журналистов в России — на протяжении нулевых её передавали из рук в руки как святое писание. 

Простой пример: многие российские издания просто ссылаются на некий «источник», «Ведомости» же обязаны сообщить о нем максимум подробностей: «источник, близкий к…», «источник в…» или «федеральный чиновник». Если источников в тексте три или четыре, все они будут подробно представлены. Заметку из-за этого читать тяжеловато, однако читатель, по мнению «Ведомостей» (и трудно с ними не согласиться), должен знать, откуда в материале те или иные факты. 

Известны случаи, когда «Ведомости» не публиковали эксклюзив, поскольку не смогли получить подтверждение информации как минимум из двух источников. Именно поэтому «Ведомости» — последнее издание в России, которое можно обвинить в погоне за трафиком. Благодаря «Догме» и жесткому следованию внутренним стандартам «Ведомости» уже много лет остаются самым авторитетным изданием в стране: нет сомнений, что их информация даже по самым горячим вопросам подвергается многостороннему фактчеку. 

Первое правило «Догмы»: «Журналист должен относиться ко всем событиям, компаниям и людям с одинаковым скептицизмом». 

 

ЗА РАЗДЕЛ «МНЕНИЯ»​

Во многих изданиях можно встретить ритуальную фразу: «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции» — но в «Ведомостях» она работает по-настоящему. Отдел «Мнений» в газете устроен по образцу западных СМИ: главный редактор не вмешивается в то, что публикуется на этой странице. 

Так появилась «редакция в редакции», которая много лет публикует важнейшую экономическую и политическую публицистику в стране. Авторы «Мнений» в «Ведомостях» — российские политологи, социологи, юристы, экономисты, чье мнение, как правило, действительно заслуживает внимания.

 

ЗА ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ

За 16 с лишним лет существования «Ведомостей» не было ни одного сколько-нибудь серьёзного скандала, связанного с нарушениями журналистской этики. Во всех спорах с крупными компаниями, а их было немало, «Ведомости» отстаивали право на свободное распространение значимой информации — и не удаляли материалы, даже если им грозили судом. 

Сейчас идет судебное разбирательство «Ведомостей» с главой «Роснефти» Игорем Сечиным: ему не понравилась публикация о том, что у топ-менеджера и бывшего вице-премьера строится дом в Барвихе. Но и раньше газета неоднократно сталкивалась с тем, что крупным компаниям — они же часто одновременно и рекламодатели издания — не нравится, как о них пишут. Несмотря на это, стена между редакцией и рекламным отделом в «Ведомостях» всегда оставалась прочной: никто не давил на редакцию, чтобы она не писала в негативном ключе о том или ином предприятии. Когда группа ВТБ отказалась от всей рекламы в «Ведомостях» в знак протеста против статьи, издание не перестало публиковать о ВТБ те материалы, которые считало нужными. 

 

ЗА СТОЙКОСТЬ

За последние 20 лет в России открылись и закрылись десятки изданий об экономике. Наверняка кто-нибудь помнит газету «Бизнес», впоследствии превратившуюся в газету Business&FM. Многие экономические новости освещались в газете «Газета». Никто из них не выдержал конкуренции — прежде всего, с «Ведомостями».

Другие соперники «Ведомостей» на российском рынке выжили — но вынуждены были измениться. В крупнейших деловых и политических изданиях страны не просто менялись редакции — менялся редакционный курс. «Ведомости» все эти годы не изменяли себе. И даже закон об ограничении доли иностранцев в капитале СМИ не отразился на издании. Да, оно больше не издается совместно с The Financial Times и Wall Street Journal. Но «Догма» по-прежнему работает, и отступать от нее нельзя.

 

Источник: Meduza