Как остаться на волне

И всё же новые радиостанции открываются, хотя существует экспертная точка зрения, что запускать эфирные проекты в век iTunes — затея неразумная и бесперспективная. Но многие радийщики считают, что эфирное радио всё ещё на коне и в ближайшее десятилетие смерть ему не грозит. Приятно, что такого же взгляда придерживается, например, Михаил Козырев, медиаменеджер и радиоведущий. Ещё в августе 2015 года он заявил, что новые станции будут появляться, и далеко не все ниши заняты, а эфирное радио не исчерпало всех своих возможностей. «Ни с появлением телевидения, ни с появлением видеомагнитофонов люди не перестали ходить, например, в кино. При возникновении тысяч интернет-радиостанций люди не перестают слушать эфирное радио. Даже после открытия таких сервисов, как iTunes, Spotify или «Яндекс. Радио», FM-радио никуда не уйдёт», — заявил Михаил Козырев в интервью порталу znak.com.

Эти слова вдохновили многотысячную армию радийщиков, многие из которых начали впадать в уныние из- за сложного положения на рынке и нескончаемого экономического кризиса. Особенно хандрили программные директора, а ведь именно на них фактически и держится вся отрасль. Но, похоже, подходы, которые гарантированно приводили к успеху пять — десять лет назад, в нынешних условиях не срабатывают. А новым идеям взяться просто неоткуда — со станции на станцию кочуют всё те же управленцы и творцы, что и в начале 2000-х годов.

Ситуацию усугубляет ещё и отсутствие прозрачной системы измерений слушательских предпочтений, не говоря уже о более глубоких исследованиях, которые могли бы помочь станциям при составлении программ. Плюс ко всему необходимо и понимание того, что ещё, кроме музыки, может заставить человека остаться на той или иной радиоволне. Словом, мир стремительно меняется, и радио далеко не всегда успевает за ним. Здесь, конечно, очень большую роль играет тот самый «формат», о котором ведутся споры уже десятки лет. Ему дают всё новые и новые определения, но мне больше других нравится формулировка старшего преподавателя кафедры телевидения и радиовещания МГУ Виктории Сухаревой. «Хорошо отстроенный формат, — пишет она в одной из своих книг, — это не прокрустово ложе современной культуры и массовой коммуникации. Это — не догмат, которому нужно слепо придерживаться. Это — метод достижения вожделенного слушателя».

Думаю, никто не станет отрицать, что так называемая форматность — неизбежное будущее радиовещания. Причём не какого-то отдалённого, а

И всё же новые радиостанции открываются, хотя существует экспертная точка зрения, что запускать эфирные проекты в век iTunes — затея неразумная и бесперспективная. Но многие радийщики считают, что эфирное радио всё ещё на коне и в ближайшее десятилетие смерть ему не грозит. Приятно, что такого же взгляда придерживается, например, Михаил Козырев, медиаменеджер и радиоведущий. Ещё в августе 2015 года он заявил, что новые станции будут появляться, и далеко не все ниши заняты, а эфирное радио не исчерпало всех своих возможностей. «Ни с появлением телевидения, ни с появлением видеомагнитофонов люди не перестали ходить, например, в кино. При возникновении тысяч интернет-радиостанций люди не перестают слушать эфирное радио. Даже после открытия таких сервисов, как iTunes, Spotify или «Яндекс. Радио», FM-радио никуда не уйдёт», — заявил Михаил Козырев в интервью порталу znak.com.

Эти слова вдохновили многотысячную армию радийщиков, многие из которых начали впадать в уныние из- за сложного положения на рынке и нескончаемого экономического кризиса. Особенно хандрили программные директора, а ведь именно на них фактически и держится вся отрасль. Но, похоже, подходы, которые гарантированно приводили к успеху пять — десять лет назад, в нынешних условиях не срабатывают. А новым идеям взяться просто неоткуда — со станции на станцию кочуют всё те же управленцы и творцы, что и в начале 2000-х годов.

Ситуацию усугубляет ещё и отсутствие прозрачной системы измерений слушательских предпочтений, не говоря уже о более глубоких исследованиях, которые могли бы помочь станциям при составлении программ. Плюс ко всему необходимо и понимание того, что ещё, кроме музыки, может заставить человека остаться на той или иной радиоволне. Словом, мир стремительно меняется, и радио далеко не всегда успевает за ним. Здесь, конечно, очень большую роль играет тот самый «формат», о котором ведутся споры уже десятки лет. Ему дают всё новые и новые определения, но мне больше других нравится формулировка старшего преподавателя кафедры телевидения и радиовещания МГУ Виктории Сухаревой. «Хорошо отстроенный формат, — пишет она в одной из своих книг, — это не прокрустово ложе современной культуры и массовой коммуникации. Это — не догмат, которому нужно слепо придерживаться. Это — метод достижения вожделенного слушателя».

Думаю, никто не станет отрицать, что так называемая форматность — неизбежное будущее радиовещания. Причём не какого-то отдалённого, а самого ближайшего. Даже модная нынче «неформатность» или «вариативность» — это тоже формат. Вопрос заключается лишь в том, какой формат предпочесть. Помню, несколько лет назад на фестивале «Вместе радио» мне довелось обсуждать эту тему с профессионалами и из Москвы, и из регионов. Директор чебоксарской станции MFM Оксана Ачкасова сказала тогда, что одной из самых перспективных форматных ниш она считает talk-радио. «Музыку можно послушать на диске, на флешке, в интернете, — говорила она. — А вот послушать разговор интересных людей на злободневные темы нигде, кроме как по радио, не получится. Правда, создание региональной talk-станции будет обречено на провал — слишком затратно, слишком мало кадров для такого проекта. Сделать радио уровня «Маяка», в регионах практически невозможно».

Что и говорить, силы и возможности у областных станций невелики. Но всё же они продолжают бороться за своё место под радиосолнцем. И даже экспериментируют с форматами, как это делает та же MFM. Понятно, что мы вряд ли придём к американской схеме, когда в каком-нибудь не самом большом городе вещает чуть ли не сотня станций. И каждая из них занимает свою очень узкую нишу. У нас такое нереально. Зато отлично зарекомендовали себя тематические радиостанции типа Relax FM, Jazz, Classic. Правда есть один существенный минус: такие форматы хороши для Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, но создавать подобные станции в небольших городах нерентабельно — слишком маленькая аудитория, а значит, и низкий доход.

Разумеется, говорить о форматах и схемах выживания в условиях кризиса можно много. Но, пожалуй, наиболее подходящий тезис для этой ситуации был сформулирован на сентябрьском фестивале «Радио без границ»:

,

«Нет никаких уникальных станций, нет никаких уникальных форматов, а есть совокупность инструментов и приёмов, которыми пользуется радио для того, чтобы грамотно обслужить свою аудиторию»

,

Фото: shutterstock.com