Окно в непознанное

Расскажите об истоках журнала. Благодаря чему и кому он увидел свет?

Четверть века – возраст для журнала, может быть, и не самый большой, но если говорить о СМИ, возникших уже в новой России, то можно сказать, что «ЧиП» (а так его ласково зовут читатели) — ветеран. Придумал и реализовал проект известный российский журналист, литератор, поэт и общественный деятель Василий Дмитриевич Захарченко. Это был настоящий энциклопедист, всесторонне образованный человек, «жадный» до всего нового. Достаточно сказать, что Вася (а так его звала вся московская, да и не только московская научная, литературная и журналистская среда) почти сорок лет редактировал популярнейший журнал «Техника – молодежи», вел на ТВ передачу «Это вы можете», организовывал автопробеги самодельных автомобилей, возглавлял советские клубы на всемирных фестивалях молодежи и студентов, проводил гостиные «У Васи» в Центральном доме работников искусств. В общем, он и известные журналисты-молодогвардейцы – Владимир Щербаков, Герман Смирнов, Михаил Фырнин и придумали уникальный для того времени журнал, позиционировав его как альманах приключений, путешествий, научных гипотез и фантастики.

В чем его уникальность?

Дело в том, что при советской власти всё, что не ложилось в рамки научных объяснений, мягко говоря, делать достоянием общественности не приветствовалось. Фантастика еще как-то прорывалась на страницы книг, реже – в журналы, но экстрасенсы, НЛО – ни-ни. Но люди-то жили, постоянно сталкивались с чем-то таинственным, необъяснимым. Нельзя же действовать по принципу «этого нет, потому что этого не может быть». Редакция работала высокопрофессионально, и эти традиции сохраняются. Пошли публикации о «местах силы», НЛО, необычных историях, невероятных приключениях, макро- и микромире, запредельных возможностях человека. Причем, с одной стороны, без бульварщины, но с другой — и без оценок. Люди поняли: каждый может рассказать и свою «историю», её напечатают, не засмеют. Выстрел оказался в десятку. Тысячи людей мгновенно «подсели» на издание, стали приходить письма, отклики, заметки.

Какова география журнала?

Если посмотреть на географию подписчиков, то читают везде. Нет ни одной республики, края или области, где бы не было нашего журнала. Традиционно самое большое количество наших читателей в Москве и Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске и Нижнем Новгороде, в Башкирии и Татарстане, на Урале. Совсем мало — в республиках Северного Кавказа и Калмыкии. Просто единицы, хотя мы даём много публикаций на основе местного материала.

Расскажите об истоках журнала. Благодаря чему и кому он увидел свет?

Четверть века – возраст для журнала, может быть, и не самый большой, но если говорить о СМИ, возникших уже в новой России, то можно сказать, что «ЧиП» (а так его ласково зовут читатели) — ветеран. Придумал и реализовал проект известный российский журналист, литератор, поэт и общественный деятель Василий Дмитриевич Захарченко. Это был настоящий энциклопедист, всесторонне образованный человек, «жадный» до всего нового. Достаточно сказать, что Вася (а так его звала вся московская, да и не только московская научная, литературная и журналистская среда) почти сорок лет редактировал популярнейший журнал «Техника – молодежи», вел на ТВ передачу «Это вы можете», организовывал автопробеги самодельных автомобилей, возглавлял советские клубы на всемирных фестивалях молодежи и студентов, проводил гостиные «У Васи» в Центральном доме работников искусств. В общем, он и известные журналисты-молодогвардейцы – Владимир Щербаков, Герман Смирнов, Михаил Фырнин и придумали уникальный для того времени журнал, позиционировав его как альманах приключений, путешествий, научных гипотез и фантастики.

В чем его уникальность?

Дело в том, что при советской власти всё, что не ложилось в рамки научных объяснений, мягко говоря, делать достоянием общественности не приветствовалось. Фантастика еще как-то прорывалась на страницы книг, реже – в журналы, но экстрасенсы, НЛО – ни-ни. Но люди-то жили, постоянно сталкивались с чем-то таинственным, необъяснимым. Нельзя же действовать по принципу «этого нет, потому что этого не может быть». Редакция работала высокопрофессионально, и эти традиции сохраняются. Пошли публикации о «местах силы», НЛО, необычных историях, невероятных приключениях, макро- и микромире, запредельных возможностях человека. Причем, с одной стороны, без бульварщины, но с другой — и без оценок. Люди поняли: каждый может рассказать и свою «историю», её напечатают, не засмеют. Выстрел оказался в десятку. Тысячи людей мгновенно «подсели» на издание, стали приходить письма, отклики, заметки.

Какова география журнала?

Если посмотреть на географию подписчиков, то читают везде. Нет ни одной республики, края или области, где бы не было нашего журнала. Традиционно самое большое количество наших читателей в Москве и Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске и Нижнем Новгороде, в Башкирии и Татарстане, на Урале. Совсем мало — в республиках Северного Кавказа и Калмыкии. Просто единицы, хотя мы даём много публикаций на основе местного материала.

Журнал «Чудеса и приключения» финансово самостоятелен?

Журнал входит в ООО «Издательский дом «Чудеса и приключения». Помимо «ЧиПа» мы издаём интереснейшее приложение «Истории. Тайны и преступления», специальный журнал для детей «ЧиП — детям», книжную продукцию. Доходы, может, и не велики, но они стабильны. Периодически помогает нам и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

,

,

Каково творческое кредо главного редактора?

Творческое кредо главного редактора и редакции простое — материал должен быть интересным, читабельным и обязательно о чём-то необычном. Пока, тьфу-тьфу-тьфу, справляемся. Многие статьи «ЧиПа» по-прежнему становятся событиями. Наши авторы первыми засомневались — были ли американцы на Луне на самом деле, доказали, что в сбитом в 1983 году южнокорейском «Боинге» не было пассажиров. Из последних публикаций выделяются — о пирамидах в Боснии и Герцеговине, которые в четыре раза старше пирамиды Хеопса, о древнем великом народе Северной Африки — гарамантах, об амазонках Восточной Европы, о магии зеркал. У нас практически не бывает «проходных» материалов. Открыл журнал — и уже оторваться невозможно. И это не похвальба, так и есть. Сами почитайте.

В чём главные проблемы современной публицистики и литературы?

Изменился ритм жизни. Сейчас мало кто может себе позволить сесть в мягкое кресло, включить торшер и с наслаждением углубиться в огромную критическую статью современного Белинского. Информация довлеет. Тексты стали короче. Но это не значит, что народ не хочет читать. Конечно, не в прежнем объёме, но читают.

Должна ли власть что-то сделать для поддержки отечественных журналов?

Хотя финансовые проблемы нам и не очень мешают, жить получше всё равно хочется. Знаете, денег человеку всегда не хватает. Но интерес к чтению падает. Причём падение этого интереса стабильно. И связано оно в нашем случае с дороговизной. Наш читатель — человек небогатый, часто пенсионер. Цены на полиграфию, бумагу, распространение неуклонно растут. Вынуждены повышать их и мы. Чего только не придумываем — и подписку в редакции, и получение журнала в киоске. Всё равно — куча писем со слезами и жалобами. Се ля ви… Можно ли что-то сделать централизованно? Думаю, что да. Первое — дотировать почту, сделать так, чтобы подписка в Москве и на Урале стоила одинаково. Обнулить налоги для СМИ. Посмотреть на «бумажников». Они бумагу на Запад продают дешевле, чем в Россию. Вернуть государственный PR — нужно больше выставок именно для прессы. Исчезла «Пресса России» — это плохо. Да и за участие в выставке нельзя «драть» по 100 тыс. рублей. Но тем, кто собирается уповать на государство, скажу — особенно не надейтесь. Основой существования любого издания всегда было и останется его содержание. Любовь читателя — вот наша цель.

Вопрос, который не задан, но на который хотелось бы ответить.

В стране практически развалилось корпоративное цеховое сообщество. Коммунисты понимали важность прессы, «подкармливали» журналистов, помогали профессиональным организациям. Помню, была секция журналистов научно-популярных изданий, проводились конференции, шёл обмен опытом. Пишущая молодёжь охотно шла в «научпоп» из НИИ, с предприятий, называя тогда себя в шутку инженер-журналистами. Не обольщаюсь и думаю, что теперешняя смена больше мечтает о шоу-бизнесе, чем о пришельцах с далёких галактик.