Рождённые репортёрами

Сегодня читателю удобно получать информацию в виде инфографик, карточек, видео и специально свёрстанных текстовых блоков. По сути, современный ребёнок и есть журналист. Он рассказывает новости своего мира через посты в соцсетях. Умеет пользоваться медиаресурсами, выражать себя через текст, фото, видео, быть оригинальным и даже продавать.

 

 

My mother got mad at me because I used the pasta that we were suppose to have for dinner… Like if u cry

Фото опубликовано Liam Miscellaneous (@waverider_)

 

,

Настоящее дитя social media эры – это подросток из Новой Зеландии Лиам Мартин, который раскрутил свой аккаунт в Instagram с помощью фотопроекта, где делал копии на глянцевые фото знаменитостей. В роли модели выступал, конечно, сам Лиам.
Фото: instagram.com/waverider_

,

Школьники обладают теми техническими навыками, которые состоявшиеся журналисты только осваивают. Но в основе компетенции лежит куда больше умений — грамотное письмо, знание жанров, навыки ресерча, эрудиция для прослеживания взаимосвязей и т. д. Чтобы привить интерес к этой важной сейчас профессии и дать возможность опробовать себя в ней, ребят обучают журналистскому мастерству в школах — участницах программы Junior Skills. В других школах тоже создают кружки юного журналиста, чтобы развивать профориентацию у детей в этой области и развивать прикладные навыки в русском языке. Ведь первое, чему должен научиться школьник, мечтающий стать журналистом, это писать. Даже если он будет снимать видеоролик для своего блога, а потом и для издания, то концепцию проекта всё равно придётся описывать «русским языком».

«Я в первую очередь ориентирую школьников на умение пользоваться языком, в меньшей степени мы охватываем журналистскую специфику: жанры, форматы преподнесения материала или медиаинструменты. Детям нравится выражать себя — тут есть чем заинтересовать ребёнка. Любимый жанр — интервью, ребята с интересом опрашивают родителей, учителей, — говорит Ольга Зеленина, преподаватель русского языка и литературы московской школы № 2075. — Пока мы работаем в аналоговом формате, без охвата цифровых технологий и интернета, но я считаю, что важно привить навыки обращения с русским языком, как фундамент, остальное — впереди».

Существует масса медиашкол и курсов юного журналиста — платных и бюджетных. Например, поступая в такую школу при МГУ, ученик уже должен обладать пониманием профессии. На вступительных тестах от него ждут проявления творческих способностей, эрудиции, самостоятельности суждений, грамотности и живости языка. Сейчас журналистика — часть огромного рынка, где не столь важно авторство, сколько профессионализм, скорость и конвертируемость материала во все возможные форматы — от бумаги до соцсетей.

Новости — также продукт, который учитывает запросы аудитории и соревнуется в потребляемости на рынке. А основной журналистской единицей по-прежнему остаётся факт.

«Наш кружок юного журналиста выпускает газету СO2 (Сity of Оthers — город непохожих), так мы решили назвать наше ученическое самоуправление. Углекислый газ — продукт жизнедеятельности человека и основа жизни, а новости — тоже продукт, на основе которого строится множество жизненных явлений, — рассказывает Алёна Рамонова, педагог-организатор школы № 1788. — У нас примерно пять активных детей-блогеров со своими пабликами, вообще, жанр видеоблога — самый популярный.

В кружке изучают теорию, но в основном в формате экскурсий — были в гостях на ТВ, на радио «Эхо Москвы» и «Европа Плюс». Мы провели онлайн мастер-классы с Антоном Комоловым и Еленой Обитаевой через скайп. Так мы ещё и учимся использовать цифровые инструменты в работе с живым контентом».

Традиционно схема подготовки журналиста опиралась на филологические науки, но сейчас — на практикоориентированность. Так изменяется привычная система образования журналиста в вузах, а теперь — и в школах, где по программе Junior Skills преподают журналистику и медиажурналистику, выпускают школьные СМИ, снимают репортажи, учатся продвигать контент в интернете. Например, маркетинг СМИ юные журналисты из школы № 1788 изучают на своих же кейсах — проводят акции в соцсетях, такие как #доброживетв1788 в VK. Результаты анализируются, на них ученики оттачивают слог в соцсетевом пространстве и корректируют формат публикаций.

«Редактор мотиваторов» и «модератор мемов» уже не являются скиллами из будущего, это уже настоящее, ведь всё больше жанров из соцсетей и единиц распространения информации используется самыми крупными изданиями. В этом смысле, чем моложе журналист, тем он легче ориентируется в цифровых форматах.

Современный журналист должен ориентироваться в политических, социальных, правовых реалиях — для школьников миром освещения является их родная школа, они осваивают инструменты в микроформате, так что в большом мире им останется только сменить масштаб.

Мир современных медиа огромен, технологичен, мультимедиен. И интересен. Потому что «рассказывает истории», а современному ребёнку нравится делиться историями с миром. Digital-продюсер, медиааналитик, медиаменеджер — профессии, уже актуальные на рынке журналистики, во главе которого сейчас стоят медиамагнаты, владельцы крупных холдингов. В скором времени среди журналистов появятся такие специалисты, как оптимизатор заголовков, мастер стори-шеринга (человек, ответственный за написание текста, который вызовет наибольшее количество репостов), редактор слайд-шоу, репортёр в соцсетях и т. д., — они уже тестируются на рынке. Но почему бы не стать медиамагнатом, таким как Опра Уиндфри, Говард Стерн, Тед Тернер, или не изобрести новый медиаязык? Свежим умам всё под силу, главное — задать нужное направление.

,

Заходное фото: СМИ ГБОУ Школа №2120