Маршруты московские

— О проблемах российского рынка печатных СМИ всем нам уже довольно хорошо известно. В чём, по вашему мнению, всё-таки заключается главная из них, если говорить о стране в целом и о Москве в частности?

— Я считаю, что сегодня главная проблема печатных СМИ в России и в Москве в частности заключается в нарастающем разрыве между доходами и расходами. Доходы падают, расходы растут, себестоимость увеличивается, рекламные бюджеты уменьшаются. Соответственно, сегодня, на мой взгляд, общественно-политическое издание не может существовать как бизнес самостоятельно. Оно может быть только либо частью некоего доходного холдинга, у которого есть другие серьёзные статьи доходов, либо должно финансироваться некой структурой (государственной или коммерческой), как, собственно, обычно сейчас и происходит. К самоокупаемости, к которой мы вернулись в 2005-2010 годах, сейчас, я думаю, уже подхода нет.

Можно более детально говорить о проблемах с розницей, связанных с уменьшением числа киосков. Можно говорить о том, что институт подписки по-прежнему и дорогой, и не очень качественный. Это всё имеет значение. Но главное – то, о чём я сказал. Нет свободных денег на рынке, которые могли бы поддерживать и финансировать свободное развитие СМИ, в том числе и печатных. А того, что идёт в порядке чистой коммерции, не хватает даже на покрытие затрат на производство.       

 

— В таком случае, что делать?

— Я боюсь, что есть только один радикальный путь решения этой проблемы – появление в стране свободных денег. Когда появится (как это есть в большинстве цивилизованных стран мира) действительно свободный и открытый рынок средств массовой информации, который не регулируется государством и который не убивается несоответствием между материальным положением государственных СМИ и СМИ, финансирующихся по указанию власти госкорпорациями или близкими к ним структурами, и свободными и самостоятельными СМИ.

Сейчас эта разница слишком велика, и без её устранения никаких проблем не решить. А устранить её можно только появлением свободных денег, чего в нашей стране в близком будущем не предвидится.

,

,

 

— То есть господдержка нам не поможет?

— Если бы сейчас государство и контролируемые им корпорации, коммерческие и полукоммерческие структуры перестали вмешиваться в жизнь рынка средств массовой информации, то началась бы настоящая конкуренция за читателя, слушателя, зрителя. И картина была бы совершенно иная, чем она сейчас есть. Сейчас выживают не те, кто лучше делает газету, радио или телеканал, а те, кому больше дают денег. Поэтому тут есть только два пути. Или государство должно финансировать всех, или государство никого не должно финансировать. Вот при любом из этих вариантов СМИ, в том числе печатные, выживали бы.

Если государство и город в том числе будет продолжать выборочно финансировать некоторые СМИ, а финансирование это будет неизбежно снижаться из-за очень серьёзных проблем с бюджетом, то соответственно качество и тиражи финансируемых СМИ тоже будут падать. Хотя эти издания, понятно, всё равно в каком-то виде будут существовать, пока их финансируют.

Если государство придёт к тому, чтобы прекратить вообще финансирование средств массовой информации, а вместо этого поддержать все СМИ определённым набором льгот, то тогда произойдёт серьёзное перераспределение аудитории и возникнет что-то вроде рынка и конкуренции. Что тогда дальше последует, мне самому было бы очень интересно посмотреть.

У нас страна консервативная, и здесь что-то радикально менять вряд ли кто-то решится. Однако если ничего радикально не менять, то постепенно, шаг за шагом, печатная пресса в России будет умирать.

 

— «Московская правда» ещё жива? Я имею в виду печатную версию.

— Мы, к сожалению, вынуждены были резко сократить печатную часть нашего проекта и максимально интенсивно заняться развитием электронной версий «Московской правды». Мы прекратили выпуск ежедневной газеты «Московская правда» в бумажном варианте. С 1 июля ежедневная газета «Московская правда» выходит в электронной версии. И регулярного выхода «Московской правды» на бумаге сейчас нет. Но мы ищем какие-то пути, возможны варианты диверсификации и работы с регионами, потому что, как это ни странно, в некоторых регионах близких к Москве (мы исторически присутствовали там в рознице и в подписке), эта торговая марка сейчас более востребована, чем на перенасыщенном московском рынке. 

Вообще, рынок печатных СМИ в Москве, мне кажется, убивается. И достаточно резкое уменьшение розничных продаж (как по объективным, так и по субъективным причинам), и сокращение института подписки, и собственные проблемы печатных СМИ приводят к тому, что общественно-политическая пресса в Москве кристаллизуется в несколько изданий, поддерживаемых, прежде всего, властью. Понятно, что если, скажем, несколько лет назад на собственно московском региональном рынке было несколько изданий, то сейчас по существу у «Вечерней Москвы», как регионального издания, практически нет конкурентов. Да, «Московский комсомолец» отчасти считается региональным изданием, но он всё-таки больше федеральное СМИ, а во-вторых, он работает в своём специфическом секторе и как информационное московское издание вряд ли может рассматриваться. То есть я могу сказать так: рынок печатных СМИ в Москве разрушается и близок к ситуации ухудшенного варианта советского печатного сектора прессы.

 

— По факту в Москве есть и городские, и окружные, и районные издания. Как обстоят дела у них, на ваш взгляд?

— Московских районных печатных СМИ почти не существует. Они выходят маленькими тиражами на деньги муниципальных структур, либо выходят как районные рекламные газеты. Но это не газеты, это по существу рекламные бюллетени или даже рекламные листовки. Содержательных районных газет на бумаге почти нет. В электронном виде они существуют, но, на мой взгляд, вот у них как раз и в интернете особых перспектив нет. Хотя есть мнение (и я его поддерживаю), что люди проявляют большой интерес к информации о своём районе, о своей улице, о своём дворе. Но у районных редакций слишком мало сил, чтобы выдавать быстро, оперативно, объёмно и достоверно эту информацию. Им очень сложно конкурировать.

С окружными газетами ситуация совершенно другая. Их по-прежнему финансируют, они выходят. Но почти все они выпускаются не многими редакциями, как ещё два-три года, а двумя редакционными комплексами. Выпускаются, на мой взгляд, достаточно шаблонно. Это фактически версии одного и того же издания, но с добавлением некой местной информации. Роль действительно окружных СМИ они не выполняют и не будут выполнять. Потому что сейчас наполнение их информацией централизовано, и у них и задачи нет быть действительно окружной газетой. Есть задача быть частью московской системы СМИ. А ведь есть округа-миллионники. В Южном административном округе, например, живет около полутора миллиона человек. То есть это огромные города, у которых теперь нет своих газет. И здесь перспективы тоже очень тяжелые, потому что финансированием окружных газет занимаются префектуры. Соответственно никакой свободы выбора у них по понятным причинам не существует.      

Что касается городских изданий, то я не очень понимаю, о чём сейчас мы можем говорить. «Тверской 13» больше не существует, как известно. В каком положении находится «Московская правда» я уже сказал. Повторюсь, по существу городским изданием как таковым может считаться только «Вечерняя Москва». Пока её город финансирует, она будет. Если её город перестал бы почему-нибудь сейчас финансировать, она была бы ровно в таком положении, как и мы.    

 

— Ситуация с рекламой во всех этих сегментах одинаково грустная?

— Да, везде продажи падают. Единственные, кто более-менее устоял пока – это издания (окружные прежде всего), которые бесплатно распространяются. У них тиражи стабильны, поскольку они финансируются префектурами. Доставка их в почтовые ящики хотя идёт и со сбоями, но все-таки при очень серьёзных тиражах: реальные тиражи газет Восточного, Южного, Юго-Восточного, Северного административных округов – сотни тысяч экземпляров. И естественно, что рекламодатели оттуда не уходят. Хотя если бы вопрос о правах на постановку рекламы в окружных газетах редакциями решился раньше, чем он решился (а он по-хорошему решился только в прошлом году), то может быть, там ситуация была ещё лучше.

Во всех остальных сегментах объемы рекламы падают и эта тенденция, мне кажется, не пойдёт вспять уже ни при каких обстоятельствах. То есть её поломать нереально.

Кроме тех случаев, о которых я упомянул выше, везде мы видим существенное падение тиражей. Когда падает подписка и падает розница, складировать макулатуру или выпускать газеты под нож издателям не хочется. Поэтому они вынуждены тиражи снижать. Тем более что в сегодняшней ситуации на объёмы рекламы тираж реально не влияет. Если раньше увязывалось количество рекламы в издании и его тираж (чем больше тираж, тем больше интерес рекламодателя), то сейчас такой жесткой зависимости не наблюдается, на мой взгляд. Сейчас имеет значение авторитет торговой марки. Тиражи большинства изданий не таковы, чтобы они сильно интересовали рекламодателя, поскольку в интернете он может получить такую же аудиторию гораздо дешевле.    

,

ЕСЛИ РАНЬШЕ ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИМЕЛ ЗНАЧЕНИЕ ТИРАЖ ИЗДАНИЯ, ТО СЕЙЧАС — АВТОРИТЕТ ТОРГОВОЙ МАРКИ

,

— Тем не менее, пока еще есть что печатать, а главное для кого. Какую оценку дадите московской системе распространения прессы?

— Почта в Москве работала и работает, на мой взгляд, на уровне ниже среднего. Не скажу, что совсем плохо. Но ниже среднего. Во всяком случае, недостойно столицы, недостойно современного мегаполиса. Газету часто приносят позже, чем надо людям. Постоянно возникают какие-то проблемы с доступом к почтовым ящикам, в подъезды и т.д. Это касается и тех газет, которые разносит Почта России, и тех газет, которые разносят фирмы, что нанимаются редакциями окружных изданий. Единая система доставки не отработана. А она должна быть. 

О рознице было уже много разного сказано. Коротко не проанализируешь всё, что происходит. Я могу только сказать, что проблемой является не само решение (спорное, на мой взгляд) замены частных лавочек на единую городскую сеть, сдаваемую в аренду, а то, как оно воплощается в жизнь. Все упирается в конкретных чиновников, которые хотят бежать впереди паровоза, снося и заставляя вывозить киоски намного раньше, чем там может появиться новый киоск, принадлежащий городу. То есть процесс идет хаотично, что, конечно, наносит ущерб издателям. Дистрибьюторам тоже, но издателям прежде всего.         

 

— И в заключение немного позитива. Расскажите о том, как в «Московской правде» развивается цифровое направление.

— Так получилось, что мы одни из первых среди крупных московских изданий почувствовали необходимость освоения интернет-пространства. Мы уже давно создали сайт, который постепенно приобретал очертания электронной газеты. Три года назад мы запустили интернет-радио, достаточно давно развиваем видеоканал «Московской правды».

,

,

С 1 июня 2016 года начал цифровое вещание телеканал Mospravda. Партнёром по распространению его контента стала мультимедийная платформа Vintera TV

,

Я думаю, что, опираясь на журналистов, которые хорошо знают город (а «Московская правда» всегда была ими богата), опираясь на какие-то источники и каналы информации, опираясь на некую аудиторию, которой интересны журналисты «Московской правды», мы последние года четыре шаг за шагом приближались к тому, чтобы освоить это самое интернет-пространство, совмещая возможности печатной и электронной прессы. И как выяснилось, мы шли в правильном направлении. Сейчас нам это помогает как-то выруливать в нынешней ситуации. И думаю, что за этим будущее. Мы работаем и с соцсетями достаточно активно и будем это дальше продолжать делать. Мы пытаемся внедриться в системы интернет-сообществ и стать там не только источниками информации, но и участниками организации мероприятий: флешмобов, квестов и т.д. То есть «Московская правда» хочет и постепенно, я надеюсь, становится частью московского активного интернет-пространства. И я думаю, что практически все современные издания должны будут идти таким путём. Мультимедийность или, как некоторые говорят, конвергентность сейчас неизбежна. Без этого практически никому не удастся двигаться вперёд.    

,

Справка

«Московская правда» — старейшая ежедневная городская газета, которая издаётся с 1918 года. Под нынешним названием выходит с 1950 года. В 1991 году издание сменило форму собственности, газету и акционерное общество возглавил Шод Муладжанов. С 1 июля 2016 года газета выходит регулярно в электронном виде. Издатель — ЗАО «Редакция газеты «Московская правда».

,

Фото: shutterstock.com , газета «Московская правда», сайт газеты «Московская правда»