ЖУРНАЛИСТ специально для вас перевёл статью Катрины ванден Хувел, издателя и редактора The Nation, которую она опубликовала 17 января 2017 года. Почитайте об отношениях нового президента с американскими изданиями и манифесте журналистики в эпоху Трампа.
19 лет назад, вторник. Доклад Драджа представил миру Монику Левински, и это навсегда изменило журналистику. Теперь, когда сенсации и вульгарные заголовки снова доминируют в новостях, медиа индустрия вновь стоит перед труднейшим вызовом: как писать о Президенте Трампе.
Явно ободренный профессиональной небрежностью медиа, которая была характерна для СМИ на протяжении всего 2016 года, Трамп испытывает журналистов практически ежедневно, начиная с момента победы на выборах. Он пытается манипулировать прессой с помощью ежеутреннего буйства в Твиттере, публикует объявления о создании рабочих мест. А на прошлой неделе устроил фарсовую новостную конференцию. Показной целью конференции было обсуждение того, как он будет избегать конфликта интересов при заключении своих бизнес сделок (спойлер: не будет!). Впервые с июля отвечая на вопросы журналистов, Трамп отметил этот факт, а затем обругал новостные службы за публикацию не понравившихся ему статей о предполагаемой координации его избирательной кампании с Россией.
Честно говоря, решение BuzzFeed опубликовать непроверенное содержание составленного бывшим сотрудником британской разведки сенсационного досье, в котором детально описывались предполагаемые российские контакты Трампа, — это вопрос, по которому у журналистов не было легитимного согласия. Но само это событие послужило своевременным напоминанием, что с приходом к власти Трампа, СМИ, как и вся остальная страна, вступают на неизведанную территорию. И если мы надеемся сделать власть ответственной за свои действия в этом смелом новом мире, нам придется действовать решительно.
На прошлой неделе члены альтернативных медийных источников опубликовали манифест ответственной журналистики в эпоху Трампа. Отметив, что «наша работа, как журналистов, стала более трудной и более ответственной», манифест предложил несколько принципов, которые всем членам четвертой власти следовало бы обдумать, включая и те из них, которые требуют специального внимания.
Прежде всего, в связи с тем, что Трамп и Республиканский конгресс торопятся с продвижением политики правого крыла, для медиа будет важным вновь и вновь обращаться к этой проблеме. Страна не может позволить себе повторения 2016 года, когда, увлекшись высокой драмой избирательной кампании, три главные вечерние новостные передачи уделяли в общей сложности чуть более получаса актуальным политическим вопросам. Вместо того, чтобы постоянно обсуждать предвзятость последних твитов Трампа, проблема ответственности новой Администрации потребует от журналистов приверженности к реальным практическим репортажам. Таким, которые показывают, как будут болеть и страдать обычные американцы, если лишить их медицинской страховки, например; или как пострадают рабочие, «синие воротнички» в случае, если исчезнут меры по охране труда.
Но вдумчивые репортажи такого рода – из глубинки или небольших городов – не должны ограничиваться только обсуждением политических инициатив, исходящих из Вашингтона. Не менее важно уделять больше внимания местным вопросам, которые подчас не замечаются. Так как СМИ стали более фрагментарными и объединенными в конгломераты, в последние годы характер деятельности местных отделов новостей привел к тому, что появилось большое количество американцев, которые просто не информированы о том, что происходит в их регионе. Появилось также и слишком много политических комментаторов, которые обособлены от обычных граждан. «Когда уменьшается число репортеров, наблюдающих за деятельностью законодательных органов штата, за местными судами и залами заседаний корпораций – и когда не хватает журналистов, беседующих с простыми людьми – мы остаемся один на один с экспертами, которые утратили связь с настоящей жизнью», – пишут авторы манифеста.
Я также надеюсь на более серьёзное внимание журналистов к возникающим по всей стране социальным движениям и голосам протеста, что может стать частью репортажей с мест. В сегодняшней медиа среде локальные протестные движения часто используются как источник для сенсаций, как например, иногда были Black Lives Matter, а иногда они просто игнорируются. Однако, статья о президентстве Трампа, требует также историй о многих активистах, образующих его коллективную оппозицию. И хотя взгляд журналистов будет прикован к Маршу Женщин и другим событиям, связанным с инаугурацией, по стране пройдет ещё целый ряд демонстраций протеста, которые заслуживают нашего внимания в предстоящие недели и месяцы.
Предприняв попытки поиска широкого спектра перспектив, журналисты могут избежать «менталитета толпы», который, по мнению медиа критика Майкла Мессинга, способствовал «тяжелому институциональному провалу» новостных бюро в 2016 году. Чтобы функционировать должным образом, СМИ должны быть чем-то большим, чем просто эхо. В то же время журналистам следует помнить, что мы стоим перед лицом общей угрозы от Администрации враждебной самому смыслу свободы прессы. Но вместо причитаний по поводу презрения Трампа к прессе, наилучшей защитой станет возвращение к работе и доказательство того, что внимательные журналисты, преданные делу раскрытия истины, все ещё играют жизненно важную роль в системе нашей демократии.
В самом деле, если новостная конференция Трампа на прошлой неделе и научила нас чему бы то ни было, то именно тому, что он намерен развернуть ту же самую стратегию против СМИ, которую он так безжалостно использовал по отношению к избирателями во время своей кампании, а именно: разделяй и властвуй. Как журналисты, мы не можем разрешить ему натравливать нас друг на друга. Если он преуспеет, нам будет ещ` труднее защищать право американцев знать.
Источник: The Nation Фото: Выбранный президент Дональд Трамп выступает на новостной конференции на прошлой неделе (Лукас Джексон/Рейтер)