Виртуальное для реального: новые измерения

Прежде всего нужно понять, что «виртуальная реальность» — это аудиовизуальный формат, который создаёт и расширяет пространство восприятия для человека. То, что в естественных условиях невозможно увидеть в физическом пространстве в режиме реального времени. Корректнее даже называть такую реальность «расширенной».

Надо также различать контент, созданный в концепции расширенной реальности, и устройства для его потреб­ления. То есть ролик и онлайн можно смотреть и на плоском экране, но для полноты ощущений и погружения лучше использовать очки или шлем, которые обманут мозг и создадут искусственному ощущение реального.

В каком-то смысле текст, фото и привычное двухмерное видео с плоского экрана — это тоже виртуальная реальность. Ведь мы видим отредактированное кем-то представление об уже случившемся. Изображение и звук через наши органы чувств попадают к нам в мозг и порождают индивидуальные представления, образы и переживания.

Новый уровень виртуальности обес­печили технологии, которые создают расширенную картину мира. Мы видим избыточную реальность: искусственно созданные объекты, наложенные на реальную картинку или подменяющие реальность. Реальная съёмка на 360 градусов также даёт каждую секунду больше информации, чем мы можем воспринять двумя глазами.

Во всех случаях человек за счёт большего числа слоёв для восприятия получает больший уровень погружения в тему, углублённые переживания. И ещё важная особенность: каждый контакт с расширенной реальностью даёт уникальный опыт, даже если один и тот же человек выполняет тот же сценарий или смотрит повторно материал. Даже изменение направления взгляда внутри сферического видео может поменять восприятие события.

С точки зрения журналистики виртуальные среды позволяют погрузить зрителя в событие, создать эффект присутствия, вызвать гораздо более сильные эмоции и дать больше рациональной информации.

С точки зрения рынка перспективы технологий оцениваются с большим разбросом, но сомнений в динамике распространения виртуальности нет. К 2020 году ожидается, что оборот на этом рынке в мире составит примерно от $30 млрд до $120 млрд. Вопрос только в том, останутся ли технологии расширения реальности аттракционом и игрушкой или будут обеспечивать профессиональную деятельность и решать насущные задачи людей.

В этой новой индустрии внутренняя валюта — это опыт. Расширенная реальность позволят пользователям создавать, уточнять, персонализировать, распространять и совместно использовать опыт. Теперь создаётся и потребляется не информация, а опыт.

,

С точки зрения рынка перспективы технологий оцениваются с большим разбросом, но сомнений в динамике распространения виртуальности нет

,

VR — Virtual Reality — Виртуальная реальность

Эта технология предполагает, что создаётся полностью искусственное пространство, в которое погружается пользователь.

Для этого лучше всего подходят очки или шлем с экранами перед глазами (на каждый глаз — по экрану, чтобы создать бинокулярный эффект). Первые эксперименты начались ещё в 1950-х годах, но только сейчас качество и дешевизна технологий позволили устройствам виртуальной реальности выйти на массовый рынок.

Сегодня при помощи специальных держателей с линзами превратить в VR-устройство можно любой смартфон даже со средними техническими характеристиками. Картонный держатель для смартфона Google Cardboard или его аналоги можно купить менее чем за 500 рублей. Технически технология доступна массово.

Теперь вопрос в создании инфраструктуры для разработчиков и пользователей, а также унификации и стандартизации (или хотя бы совместимости) разных платформ.

Сейчас свои платформы и девайсы разрабатывают Facebook (Oculus), Google (Google VR), HTC (Vive), Samsung (Gear VR — совместно с Oculus), Sony (PlayStation VR) и ещё ряд игроков помельче.

Приложения, демонстрирующие возможности виртуальной реальности, пока довольно однообразны: американские горки, полёт с птицами, путешествия в воде, по городам и планетам. Пока мало платформ, качественного контента и поклонников новшества — о массовости говорить не приходится. Эксперты с надеждой смотрят на игровую индустрию, где сосредоточена азартная и открытая к новому опыту аудитория.

Как применить в журналистике?

Журналистика в VR (вместе с видео 360) имеет своё направление — иммерсивную журналистику, журналистику погружения. Виртуальная реальность позволяет не просто погрузить, но и вовлечь человека в действия, прожить какое-то событие (причём нелинейно). Здесь также появляются факторы режиссуры материала, сторителлинга, геймификации.

Пока VR-проекты выполняют скорее имиджевую функцию и работают как эксперименты. Показывают аудитории удивительные возможности, а конкурентам как бы говорят: мы можем, а вы — нет.

The New York Times одни из первых начали регулярно делать материалы в VR. В конце 2015 года они запустили раздел (NYT VR). И сделали важный для популяризации VR шаг и одновременно приятный подарок для своих подписчиков: подарили более 1 млн устройств Google Cardboard своим бумажным подписчикам.

Очень впечатляет, например, проект The Guardian, в котором вам предлагают почувствовать себя в одиночной камере под рассказы людей, отсидевших длительные сроки.

,

,

С помощью видеоочков можно максимально эффективно использовать приложения дополненной реальности, находясь в пути или дома. На снимке — модель Moverio

,

AR — Augmented Reality — Дополненная реальность

Дополненная реальность предполагает, что ваш гаджет накладывает дополнительные слои на реальный окружающий мир. Смартфон через встроенную камеру или очки/шлем с прозрачными стёклами показывает вам окружающий мир, как он есть, но в нём к объектам реальным привязаны виртуальные сущности.

Летом 2016 года мир сходил с ума по игре Pokemon GO. AR-игра популяризовала до того мало известную широкому кругу людей технологию, превратив её в аттракцион.

Более полумиллиарда долларов на взлёте, рост котировок акций Nintendo (одного из разработчиков игры), но потом интерес быстро иссяк. Ядро преданных фанатов игроков до сих пор активно. Правда, разработчики в конце января 2017 года выпустили про покемонов уже не AR, а вполне традиционную стратегическую игру для смартфонов, где выдуманные существа участвуют в дуэлях.

Гораздо более перспективно выглядит проект Hololens от корпорации Microsoft. Это автономный обод со встроенным компьютером (никаких проводов и дополнительных устройств) и полупрозрачными стеклами-очками, которые создают голографические изображения в реальном мире. С голограммами можно взаимодействовать с помощью жестов рук или специальных устройств-манипуляторов.

Применение видится очень разнообразным: от игры в Minecraft и 3D-рисования до проектирования зданий и устройств, проведения виртуальных медицинских консультаций, обучения высокоточным профессиям.

Другая взрывная технология и девайс, основанный на очках, — Magic Leap. Обещает фантастическую реалистичность и возможность взаимодействия с окружающим миром. Это сложное устройство, состоящее из очков и карманного модуля, соединённых проводом. Беда в том, что прошло уже пять лет, освоено 1,4 млрд инвестиций, а продукта пока нет. И никто не может сказать, когда он будет (и будет ли). Некоторые напрямую называют проект аферой.

Реально провальный проект — нашумевшие Google Glass. Причины провала сама компания называла в завышенных ожиданиях, что есть синоним сырого продукта.

Ко второй версии обещают исправиться — вот и всё, что можно сказать про этот проект сейчас.

Как применить в журналистике?

В принципе, примерно так же, как и VR: погружать аудиторию в события и факты, только здесь обязательна привязка дополненной реальности к реальному месту пребывания пользователя. Из плюсов — ещё больше сценариев поведения, возможность построить собственное повествование, провести расследование.

К сожалению, пока нет широко доступных мобильных устройств для просмотра AR, сложных и красивых историй в журналистике, сделанных по этой технологии, не появляется.

Но AR даёт возможности для печатной прессы: можно накладывать и привязывать виртуальные объекты к полиграфическим элементам. Это особенно интересно рекламодателям. Но опять же: сейчас нет портативного переносного устройства, а ставить себе браузер дополненной реальности хочется далеко не каждому (Внимание! В конце статьи мы предложим вам проверить эту технологию на себе).

,

Magic Leap. Обещает фантастическую реалистичность и возможность взаимодействия с окружающим миром. Это сложное устройство, состоящее из очков и карманного модуля, соединённых проводом

,

MR — Mixd Reality — Смешанная реальность

Самая спорная категория: кто-то считает её лишь синонимом дополненной реальности (AR). Отчасти так и есть, если рассматривать, например, тот же проект Magic Leap.

Но есть и другое видение. Так, Intel продвигает свой проект Alloy и расшифровывает MR как Merged Reality — «Поглощённая», «слившаяся» реальность. Это по сути, VR-шлем но со встроенной внешней камерой, которая сканирует окружающее пространство. MR оперирует видеокартинкой с наложением/добавлением виртуальных элементов или в реальных границах окружающего мира создаёт другие текстуры для объектов. Например, можно сделать так, что все стены в комнате будут как внутри космического корабля, а реальные люди превратятся в инопланетян.

Здесь также много возможностей для создания интерактивных сценариев, квестов, реконструкций. Но действо должно происходить в реальном времени и по сценарию, иначе теряется сама идея. Ведь в противном случае мы получаем или VR (полностью симулированный мир и действия без перемещений), или AR (только лишь наложение слоёв на существующую картину мира).

Как применить в журналистике?

Как и в AR, примеров мало, если не сказать, что вообще нет. Теоретически можно делать интересные реконструкции. На практике опять упираемся как в технологические ограничения (банально нет устройств), так и в инфраструктурные (нет площадок, разработчиков, рынка).

,

,

360–360-video — Видео в формате 360 градусов

Самая понятная из всех технологий: берётся специальная панорамная камера, состоящая из нескольких других поменьше, соединённых по кругу (есть и бюджетные решения всего с одним сенсором). Видео снимается и программно склеивается в видео. Просматривать можно в специальном видеоплеере: Facebook и YouTube поддерживают эти форматы.

К слову, первым российским музыкальным видеоклипом в формате 360 градусов стало видео исполнителя Noize MC.

Как применить в журналистике?

Технология прекрасно работает на передачу атмосферы: вот вы летите в кабине самолёта, а вот едете на броне танка или бежите в толпе беженцев. На YouTube есть официальный канал, где собраны видео в формате 360, там немало журналистских и документальных работ.

Надо отметить, что телеканал RT делает очень качественные видео в этом формате. Также видео- и фотоматериалы в панорамном формате делает RBTH.COM.

Внимание! Мы хотим продемонстрировать вам, как работает дополненная реальность для печатных СМИ. Сделайте три несложных действия:
Установите на смартфон браузер для виртуальной реальности Layar.
Запустите приложение и наведите его на букву «Ж» из логотипа на обложке журнала.
Получите эксклюзивное выгодное предложение от ЖУРНАЛИСТА по ссылке.

 

,

Фото: shutterstock.com, Tinxi/Shutterstock, Inc., shutterstock.com