Авторы учебника – Илья Кирия, руководитель Департамента медиа, и Анна Новикова, профессор Департамента медиа, академический руководитель программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» – считают, что соединение в книге истории и теории помогает прогнозировать будущее.
Илья Кирия отмечает:
В учебнике мы пытались в длинном горизонте посмотреть на человеческие практики – в области книжной культуры, звукозаписи, кинематографа, философии. Только потому, что эти практики предшествуют многим современным практикам, многим из нас ошибочно кажется, что современные практики появились именно сейчас, в этот момент. Но у них на самом деле длинная история.
Многие исследователи говорят о том, что современной журналистике не хватает новой сбалансированной теории. Учебник стал попыткой преодолеть этот академический вакуум. С другой стороны, представители медиа отрасли скептически относятся к попыткам теоретизировать журналистику и предлагают больше писать о практике.
Эта книга – ответ на долгоиграющую дискуссию теоретиков и практиков. Создание и потребление контента осмыслено в учебнике с позиций современной медиатеории – через взаимовлияние технологических, социальных, экономических и эстетических факторов.
Автор учебника подчёркивает:
Задача была посмотреть на взаимосвязь социальных и коммуникативных систем, рассматривая их без отрыва друг от друга. История журналистики и, шире, история массовых коммуникаций неразрывно связаны с историей обществ. Но я категорически не согласен с тем, что медиа обуславливает развитие социальных институтов. Мы воспринимаем технологию с позиции инженерных наук, а они техноцентричны. Но если взглянуть с позиции теории медиа, технологии накладываются на предшествующие им практики, которые могут бытовать в социуме за десятки, а то и сотни лет до их изобретения. Более того, технологии иногда сменяют друг друга в удовлетворении одной и той же человеческой потребности.
Написанию учебника предшествовал онлайн-курс Ильи Кирия на Coursera. Кроме этого, онлайн-курс «История и теория медиа» начнется на платформе «Открытое образование» 27 февраля.
Фото: coursefinder.io