Штучный товар

Пока ещё небольшой ассортимент интернет-магазина составляет продукция, тщательно отобранная в соответствии с предполагаемыми вкусами читателей FAZ.

В прошлом году издание открыло свой собственный интернет-магазин. Директор FAZ по развитию нового бизнеса Ханнес Людвиг отмечает, что это отнюдь не первое предприятие, которое начинает газета за рамками традиционного издательского бизнеса: «По грубой оценке можно сказать, что наша компания уже получает порядка 20–30% суммарных доходов за счёт деятельности, выходящей за пределы классического B2C издательского бизнеса».

Сама газета в последние несколько лет несёт серьёзные убытки и находится в процессе обширной реструктуризации. В сентябре 2014 года газета объявила, что к 2017 году планирует добиться экономии €20 млн в год.

,

С момента объявления прошло всего несколько месяцев, как компания передала на основе аутсорсинга многие свои рекламные функции крупному региональному издательству Rheinische Post.

,

Дорогой бренд для обеспеченной аудитории

«Если приглядеться к процессу изнутри, падают рекламные доходы, — объясняет господин Людвиг. — Доходы от продажи газеты довольно стабильны, хотя, очевидно, не по причине стабильности тиражей или объёмов продаж, а потому что за последнюю пару лет у нас получилось повысить цену номера. Люди готовы платить, так что доходы от продажи тиража не меняются и даже растут. Так что этот факт, я бы не сказал, что позволяет нам расслабиться, но он делает нашу нынешнюю бизнес-модель слегка прочнее, чем это кажется со стороны, когда вы просто смотрите на падение тиражей и рекламных продаж».

Господин Людвиг подчёркивает, что благодаря такой высокой ценовой эластичности FAZ во всех отношениях является самым дорогим продуктом на рынке Германии: «Например, полный пакет нашей ежедневной газеты и воскресного выпуска обойдётся вам чуть больше €800 в год (€69,90 в месяц). И то, что бренд способен обеспечивать за эту цену качество и уникальность, для нас хорошо».

Тем не менее газета по-прежнему с осторожностью подходит к развитию дополнительных источников дохода. «Наши финансовые результаты за последнюю пару лет были отрицательными. Наш проект реструктуризации должен изменить такое положение вещей. Но это заставляет нас осторожнее управлять своими ресурсами», — говорит господин Людвиг. Газета ищет способы использовать синергию внутри компании с максимальным эффектом, а не выходы в совершенно новые сферы бизнеса.

«Сначала мы смотрим на то, до чего «ближе дотянуться», и понятно, что чем дальше уходишь от основного рода деятельности компании, тем труднее становится развивать эти бизнесы. Мы выпустили такой продукт, как новая цифровая газета F.A.Z. Plus, и в процессе подготовки находится ряд других продуктов, которые должны появиться в ближайшие месяцы. Эти продукты отходят чуть дальше от издательского бизнеса, но ненамного», — рассказывает господин Людвиг.

,

,

Ханнес Людвиг: «Издательство контролирует интернет-магазин. Мы отдаём на аутсорсинг только то, что не считаем своим основным бизнесом»

,

На радость покупателям и рекламодателям

Интернет-торговля — это сфера, где, по словам господина Людвига, компания чувствует себя в безопасности, потому что смотрит на многие другие издательства, которые имеют свои интернет-магазины, и, разумеется, видит в этой сфере возможность монетизировать ценность своего бренда и своей весьма высококачественной аудитории.

Онлайновый магазин FAZ стал продавать продукцию других компаний, в том числе выпущенную специально для издательства. Один из первых таких примеров, который появился ещё до открытия shop.faz.net, сделанное на заказ в ограниченном количестве экземпляров (777 штук) дизайнерское кресло, которое было выпущено на рынок в начале 2015 года FAZ совместно со швейцарской мебельной компанией Vitra. Кресло является предметом обширной кросс-медийной рекламы и кампании контент-маркетинга.

Пока ещё небольшой ассортимент интернет-магазина, как и планировалось, состоит из нелимитированных продуктов, тщательно отобранных в соответствии с предполагаемыми вкусами читателей FAZ. «Таким образом, мы радуем наших рекламодателей, потому что можем предложить им новые возможности презентовать их продукты, а также, само собой, видим в этом коммерческие возможности для себя», — говорит господин Людвиг.

Для того чтобы разработать стратегию интернет-торговли и наладить технические аспекты, FAZ заключила ряд партнёрских соглашений. Но издательство сохраняет максимально возможный контроль над проектом. «Это не тот случай, если бы мы объединялись с интернет-магазином и его сотрудники управляли бы торговлей от нашего лица, — поясняет господин Людвиг. — Теми направлениями бизнеса, которые мы считаем важными для себя, мы хотим управлять сами. Мы отдаём на аутсорсинг только ту часть, которую не считаем своим основным бизнесом».

 

,

Справка

Общенациональная газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), первый номер которой вышел 1 ноября 1949 года, распространяется в основном по подписке и выходит шесть раз в неделю: с понедельника по субботу (газета Frankfurt Allgemeine Sonntagszeitung выходит по воскресеньям).

Средний ежедневный тираж в 2016 году составлял 250 тыс. экземпляров. У электронных версий обеих газет более 55 тыс. читателей. Аудитория веб-сайта газеты FAZ.net превышает семь миллионов уникальных посетителей.

Контрольный пакет газеты принадлежит некоммерческому фонду FAZIT. FAZ владеет компанией Frankfurt Business Media GmbH, которая занимается специализированными публикациями, конференциями и образовательной деятельностью.

 

,

Фото: shop.faz.net, FAZ

Материал подготовлен WAN-IFRA и Союзом издателей «ГИПП». Входит в доклад «Альтернативные источники доходов для издателей», который можно приобрести здесь