Как и зачем издаются медиа о технологиях

Где и как искать темы

Большинство информационных поводов технологической повестки производится на Западе, в основном в Кремниевой долине. Так устроена инновационная экономика.

В России тоже много интересных инициатив. В Киеве мы удалены от основных источников новостей. Приходится общаться по скайпу или в переписке. Поэтому получается, что эксклюзивных материалов у нас меньше, чем переводных. Но когда у нас есть возможность написать об интересном событии в России, то мы стараемся это сделать с оригинальным подходом и добавить что-то от себя.

Люди читают обо всём, если хорошо напишешь. Конечно, есть темы, которые сейчас бурно развиваются. Например, искусственный интеллект. Это не новая технология, но в последние годы она получила новую жизнь — учёные научились создавать с помощью огромных массивов данных полезные алгоритмы. Мы практически каждую неделю публикуем новости о том, чему научились нейросети. Это можно назвать хайпом, но мне кажется, что это очень важный виток в развитии технологий и это не та тема, которую надо приглушить.

Есть действительно перекачанные темы, например боты. Прошлой весной только ленивый не написал, что боты уничтожат веб и приложения. Как показало время, они ничего не уничтожили. Мы изначально не поддерживали эту истерику. Я думаю, в этом и состоит задача технологической журналистики — правильно расставлять приоритеты.

Я не понимаю, зачем заниматься бесконечным сравнением гаджетов или писать о сделках компаний, к которым вы и ваши читатели не имеют отношения. Обычному человеку, как я, хочется знать о действительно важных тенденциях в технологиях, без которых он будет лишён чего-то в жизни.

Очень люблю этот пример. Телеканал Al Jazeera снял классный ролик про 70-летнего афроамериканца, который ещё в 60-х попал в тюрьму и только недавно из неё вышел. Оператор телеканала ходил с ним и записывал реакцию уже пожилого человека на современный мир, от которого он так долго был изолирован. В какой-то момент герой сюжета спросил, почему у всех людей торчат провода из ушей…

Мне кажется, что если человек в 2017 году будет игнорировать новости не о гаджетах, а о важных тенденциях, то в один момент он обнаружит себя на месте вот этого 70-летнего мужчины.

,

Сегодня мимо журналистов уже проходит огромный мир — это те же видеоблогеры или тематические нишевые паблики, которые собирают огромные аудитории.

,

Как вовлекается аудитория

В 2016 году в «Аппарате» хорошо выстрелил текст о группах смерти. После того, как «Новая газета» опубликовала своё расследование, мне стало интересно найти эти группы в соцсети «ВКонтакте». Я написал их администраторам — видимо, я был одним из первых, потому что они ответили. Через два дня после «Новой» я опубликовал пересказ наших бесед о версиях событий. Потом случилось то, что я называю «прокси-журналистикой» — я делился эксклюзивом с другими СМИ, пересказал сюжет украинскому радио, записал видео для «Дождя», написал колонку для журнала «Фокус» — получился ­охват на всех платформах.

Неожиданно попал в тему текст о генетических исследованиях в Исландии. Летом шёл чемпионат Европы по футболу. Сборная маленькой Исландии выступала очень хорошо и влюбила в себя болельщиков со всего мира. Я вспомнил, что у меня в запасе есть один неотредактированный текст, его написала украинская журналистка, которая учится в Рейкьявике. Исландия — это остров с маленьким населением. Все исландцы в некоторой мере родственники. Из-за этого там хорошо развита генетика. ДНК исландцев собирают в специальные хранилища, учёные разрабатывают вакцину против рака, исследуют ДНК, стволовые клетки — в общем, делают много интересного. История не самая эксклюзивная — об этом уже писали раньше на английском языке, но текст получился хороший и с живыми комментариями ученых. В итоге истерия вокруг исландской сборной помогла этой статье взлететь: пост на моей странице в Facebook с подводкой к публикации набрал три тысячи лайков и тысячу репостов.

,

За месяц у текста было 170 тыс. просмотров — рекорд за всю историю сайта.

,

Нужно ли медиа развиваться в мессенджерах

По-моему, это единственно возможная логика издателя в 2017 году — быть на всех платформах, где есть его целевая аудитория. Чтобы не попасть в зависимость от платформы, нужно просто «разложить яйца в разные корзины».

«Аппарат» представлен в основном на Facebook и в Telegram, есть аккаунты в соцсетях «ВКонтакте» и Twitter. Я сам пишу посты во все сети, в каждом канале в среднем выходит пять постов в день — это уже 20. Кроме того, я стараюсь адаптировать подводки для каждого канала. Например, в Telegram делаю более длинные посты, потому что не рассматриваю его как источник трафика на сайт. Здесь читатель хочет получать полноценный продукт в виде порции контента, не выходя за пределы платформы.

В своём личном канале я пересказываю прочитанные тексты таким образом, чтобы экономить время людей. Когда я был студентом, на своей странице в ВК я часто пересказывал для друзей интересные новости из американских техноблогов. Кто-то из них не читал эти сайты, кто-то не читал по-английски в принципе. Этот формат микроблога я очень удачно перенёс в Telegram: пересказ прочитанного плюс своё мнение или какой-то личный опыт.
E-mail-рассылка или канал в Telegram являются полноценными продуктами, которые не обязательно должны вести по ссылкам на сайт.

,

Я подозреваю, что, если опросить читателей моего канала, окажется, что мало кто переходит по ссылкам. И это нормально.

,

Что почитать журналисту о технологиях

Когда мы перезапускали «Аппарат», мы ориентировались на сайты Motherboard (из сети Vice) и Real Future (из сети Fusion). Хорошие содержательные тексты о технологиях выходят на The New York Times. Для расширения кругозора я бы посоветовал читать блог-агрегатор Boeing Boeing. Ну и мой канал в Telegram — всё интересное, что я нахожу, я пересказываю там.

 

,

Рисунок: shutterstock.com

Материал подготовила Камилла Нигматуллина