Выбираем идеальную «админку» для медиа

Система управления контентом (Content Management System, CMS или попросту «админка») — это набор функций и инструментов, которые помогают авторам и редакторам быстро создавать, верстать и заполнять сайт статьями и другими материалами. В отличие от обычных CMS, которые предназначены для коммерческих сайтов, такие системы предусматривают создание и редактирование шаблонов, удобство в работе с большим количеством картинок и разными видами форматирования текста. Всё это обычно не требуется для сайта, который не является СМИ или блогом. 

,

ГЛАВНОЕ В CMS ДЛЯ МЕДИА — КОНТЕНТ, А ГЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК — РЕДАКТОР. РАДИ ЕГО УДОБСТВА И ПРИДУМАНЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

,

СИСТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ:

  Самостоятельной платформой, написанной специально под издание (такие, к примеру, есть у Meduza и Известий).

•   Платформой для свободного распространения, как WordPress, Drupal, ModX, 1С-Битрикс.

•   Надстройкой к другим системам (как Publo, Setka и Verstka.io).

Разберём подробно функции и устройство тех платформ, которые лучше всего подходят для небольшого СМИ. Verstka отсекаем за дороговизну, ModX и Drupal за большое количество требуемых доработок и малое число плагинов, предназначенных для медиа. Остаются популярные WordPress и Битрикс, и новички на рынке — Publo и Setka.

 

1   Publo — простой рабочий инструмент

,

,

Так выглядит Publo внутри

,

Эту систему используют, к примеру, в медиа об образовании Мел.fm. Экран по умолчанию: список опубликованных статей с числом просмотров. Дальше вкладка «Черновики» со всеми статьями, которые находятся в работе, что очень удобно: не нужны никакие гугл-доки с правками, и вся работа над текстом (редактура, корректура, вёрстка, иллюстрации) может идти в одном месте.

У черновика и статьи в любой момент доступно превью, которое покажет, как статья будет выглядеть в опубликованном виде.

ЕСТЬ РАЗДЕЛЫ:

•   Рубрикатор (в нём создаются и редактируются рубрики).

•   Авторы.

•   Реклама (список доступных форматов, которые можно включать и выключать вручную).

•   Пользователи (те, кто имеет доступ к админке).

•   Теги.

Publo постарались сделать акцент на максимально удобном текстовом редакторе, что позволяет верстать сложные и красивые материалы практически любому сотруднику редакции.

Базовые параметры новой публикации: текст пишется непосредственно в редакторе или копируется из внешнего источника (при копировании удаляется внешнее форматирование). Дальше вся работа с текстом идёт в редакторе, все элементы редактирования доступны (но не обязательны) для любой публикации в любом жанре. То есть можно сверстать простую новость с минимумом редактирования, несложную заметку или полноценный длинный текст.

Можно плотно поработать над обложкой материала. Основная, «сайтовая», обложка редактируется внутри статьи сотрудником, отвечающим за текст, или бильд-редактором. Тут же можно выбрать, как будет выглядеть обложка в соцсетях и в мобильной версии сайта.

Материал можно сохранить, удалить, просмотреть перед публикацией или снять с неё. Publo напомнит редактору, если он забыл о каких-то важных функциях редактирования текста или забыл установить обложку для статьи.

Для работы с первой полосой есть отдельная вкладка: вся работа по её перевёрстке максимально простая. Можно вынести/убрать материал (on/off) и передвинуть его выше/ниже (drag-and-drop). Выносить на главную можно любой опубликованный материал (и новости, и тесты, и вообще всё), перевёрствывать любое количество раз без ограничений. Если кто-то в данный момент работает с первой полосой, для других пользователей она будет заблокирована.

Publo позволяет работать с блогами — такими, как на Хабре или Sports.ru. Завести блог может любой зарегистрированный пользователь и пользоваться облегчённой версией редактора. Смысловой модерации нет, только по стоп-словам.

В целом, Publo очень прост, интуитивно понятен, и работать с ним сможет даже редактор, который никогда не правил материалы в интернете.

 

2   WordPress — популярно и бесплатно

,

,

На WordPress работают многие издания, от маленьких региональных до крупных, вроде Лайфхакера

,

Сегодня на WordPress «сидит» около 25% интернета. Это простая бесплатная платформа, для которой разработано множество плагинов — от тестов и комментариев до текстовых и онлайн-трансляций. Плагины для WordPress можно купить или воспользоваться бесплатными решениями. Также есть много шаблонов дизайна. Если вы начинающее медиа и не готовы выложить десятки тысяч рублей за собственный макет, ваш выход — платный шаблон за $50–100 или бесплатный аналог.

На WordPress работают многие издания, от маленьких региональных до крупных, вроде Лайфхакера. Вот что говорит издатель Алексей Пономарь о том, как в Лайфхакере используют WordPress:

Когда 10 лет назад мы выбирали CMS для Лайфхакера, выбор стоял между пачкой опенсорсных (то есть доступных для правки и доработки — ЖУРНАЛИСТ) блоговых движков. Нам круто повезло, что выбрали именно WP, а не любимые кучкой гиков-староверов Joomla или Drupal. WordPress оказался не просто самым живучим, но и невероятно гибким и очень, очень, очень быстро развивающимся продуктом.

Однако Пономарь считает, что по нынешним временам у WordPress высокий порог входа. Решившему использовать standalone-движок придётся многому научиться, прочитать кучу статей (спасибо хотя бы, что они есть) про настройку, оптимизацию движка, тем оформления и т.п. Также WordPress очень требователен к ресурсам, поэтому вопрос производительности будет непрерывно возникать по мере роста аудитории. Но у всех этих проблем есть доступные и недорогие решения.

К плюсам WordPress можно отнести огромное сообщество разработчиков, считает Алексей Пономарь. По его словам, из вордпресса можно сделать все, что угодно, — блог, крупное медиа, каталог, сайт-визитку, интернет-магазин, даже систему управления проектами. Огромнейший выбор плагинов и тем оформления, часто бесплатных, позволяет сэкономить на разработке нужной функциональности немалые средства.

Алексей говорит:

Кроме того, это же сообщество создаёт большой объём документации, что немаловажно для любого программного продукта. Если есть какая-то идея новой функции, просто её описание вбивается в гугл с припиской «wordpress plugin». В 99% случаев найдётся готовое решение. Примерно 2/3 плагинов в системе самописные, по принципу 1 функция — 1 плагин.

Из общедоступных в Lifehacker используют Yoast SEO, Edit Flow, Jetpack, отдельно можно отметить очень крутое решение для публикации в «социалке» — NextScripts Social Networks Auto-Poster.

 

3   Setka — красота и простота

,

,

Setka легко используется поверх бесплатного WordPress

,

Setka Editor – это плагин для редактирования постов, который можно встроить в WordPress. По адресу editor.setka.io находится личный кабинет, в котором выставляются параметры вашей конфигурации. Менеджер стилей позволяет настроить типографику, сниппеты и другие базовые элементы. 

Setka Editor можно интегрировать на самописные платформы на любых языках программирования (RoR, PHP и т.д.). Но если вам незнакомы эти аббревиатуры, а в штате нет своего разработчика, Setka легко используется поверх бесплатного WordPress. Нужно лишь ввести код активации. Для работы на других цмсках, например Drupal, уже понадобится помощь программиста.

Внутри есть раздел с наборами стилей, на Pro-тарифе их можно создавать в неограниченном количестве. На отдельном экране видно, как будет выглядеть стиль на планшете, десктопе и мобайле. Можно подключить дополнительные шрифты из набора Google Fonts, из Adobe Typekit или самому, в виде woff-файла. Посмотреть, как будут выглядеть ссылки, подписи к картинкам, подобрать наборы цветов, фоны, настроить разделители, подгрузить иконки. После настройки десктопа планшетная и мобильная версии генерируются автоматически, но их тоже можно подстроить. Готовый пост традиционно доступен для проверки перед публикацией.

В итоге получается ровный, но сложный по структуре материал. При этом принцип сеток позволяет верстать такие статьи быстро и просто, а не тратить уйму времени на расставление объектов. С помощью Setka можно также добавить:

Сниппеты — заранее свёрстанные элементы, которые вставляются по клику. Например, разные виды оформления цитат. Все ранее свёрстанные сниппеты можно сохранять и использовать в дальнейшем. В каждой из тем есть свои сниппеты, идеально совпадающие с вёрсткой. Сниппетов может быть сколько угодно, без ограничений. Редакторы сохраняют свёрстанную структуру некоторых материалов, чтобы потом не тратить время на оформление заново. В будущем в Setka добавят вкладку, чтобы редактор мог сохранить всю структуру поста в виде шаблона.

Изображения — они, после вставки, ведут себя в колонках так же, как текст. Их можно увеличить, уменьшить через изменение числа колонок – изображение автоматически подстраивается. Есть своя галерея. Кроме того, для текста или картинки можно задать анимацию.

Embed (вставки и врезки) — Setka принимает любой код, с любого сайта — хоть ролик с ютуба или с другого сайта.

Комментарии — редакторы могут оставлять комментарии друг другу при работе над материалом. Есть быстрые сочетания клавиш — они упрощают работу над текстом, их легко запомнить.

В скором времени Setka можно будет установить через сайт wordpress.org, прямо из библиотеки плагинов. Таким образом, эту админку можно будет устанавливать точно так же, как WordPress.

 

4   1С-Битрикс

Битрикс — самая популярная коммерческая CMS в России, которая легко «допиливается на коленке» под практически любые задачи. А так как это российская разработка, у её клиентов нет проблем с технической поддержкой и обновлениями.

,

,

На Битриксе собрана, к примеру, Cossa.ru. Мы решили узнать у главного редактора Cossa Андрея Коновалова о том, удобен ли Битрикс для медиазадач:

Рассуждать про «удобство» Битрикса для конкретной отрасли неправильно. Битрикс — это, в первую очередь, набор инструментов и решений для создания сайтов, а уже потом — интерфейс для управления ими. На рынке CMS есть чёткое деление на продукты универсальные и специализированные. Универсальная система — это среда, используя возможности которой можно сделать всё, что угодно — хоть магазин, хоть портал. И к этому всему даётся универсальная админка, которая подходит под любой тип проекта и поэтому универсально неудобна для любого из них. Но работать с ней можно, хотя и без удовольствия.

По словам Коновалова, в специализированной системе всё «затачивается» под особенности конкретной отрасли. Например, центральная часть админки WordPress — инструменты публикации, и с контентом там работать действительно приятно, пока редакция небольшая, текстов немного, а процесс публикации не подразумевает многократной передачи текста «из рук в руки», разных статусов и согласований, утверждает Андрей:

 Таким образом, с точки зрения удобства работы с контентом и редакционными процессами админка «Битрикса» проиграет любой специализированной системе.

Но его сила совсем в другом. Используя инструменты Битрикса. вы можете реализовать для себя любую логику сайта и при необходимости сделать к этой логике отдельные интерфейсы. Вам совсем не обязательно работать с его родной админкой — вы можете сделать свою собственную, где предусмотреть и цепочки работы с документом, и планы публикаций, и вывод статистики по каким-то меткам, темам, посещениям. Другое дело, что это большая и дорогая работа, которую нет смысла делать, если у вас маленькое или некоммерческое медиа.

Админка «Битрикса» — компромисс, универсальное решение для всех типов сайтов, но для медиа «Битрикс» будет оправдан только в том случае, если вы собираетесь делать что-то особое, тщательно заточенное строго под ваши нужды, и готовы вкладывать много сил и средств в разработку.

,

Заходное фото: shutterstock.com