Шутки кончились

Люди устали ржать, тупить, лить крокодиловы слёзы и ностальгировать. Такая вот удивительная и даже утопическая картина следует из анализа последних данных о среднесуточной аудитории радиостанций России, предоставленных компанией Mediascope.

Конечно, контуры «глобального уха», как называют среднестатистического радиослушателя, будут незавершёнными  без позитивной части исследования Mediascope. Очевидно, что наш российский слушатель слегка приглушил в себе протестные настроения, все больше предпочитает безальтернативную подачу новостей, ничего не имеет против мягкой «промывки мозгов», называя это «экологией сознания». Он стал энергичнее, любвеобильнее и одновременно инфантильнее, даже может пару раз отжаться от пола. У него обстроились собственнические инстинкты, поэтому, отправляя ему пас мячом, не ждите появления мяча в игре. «Ухо» убежит с ним домой — укреплять семейные ценности.

Если серьезно, давайте посмотрим на глобальные радиотренды и начнем с общей аудитории (свежими считаются у нас данные за второе полугодие 2016 года). Итак, за год «глобальное ухо» похудело на 600 000 человек: 40,7 млн (2015) против 40,1 млн. (2016). Чтобы было наглядно — это как если бы с радио вдруг дружно соскочило все население Ярославля или Барнаула, включая младенцев и глухонемых. Представьте себе Ярославль, на котором ставится жирная радиоточка, если не радиокрест.

Дальше — хуже. В процентном отношении ко всему населению России (это 146 838 993 человека, причём Росстат вежливо подчеркивает — «с Крымом») радиослушателями являются 27,3% жителей (с Крымом). Это далеко не золотой и не каменный, а скорее, цинковый век радио. В далёкой Америке, например, по данным компании Nielsen, 91% населения старше 12 лет до сих пор слушает радио по 2,5 часа в день.

Теперь вернемся к 27,3% россиян. Как интерпретировать эти невероятные данные? Чем же тогда занимаются наши люди в эти 2,5 часа, пока американцы тихо сидят у радиоприемников? По мнению философа, политолога, идеолога «русского мира» Александра Дугина, русские слушают радио, не включая приемников. Дело в том, что развитие стоматологии на излете СССР позволило монтировать в дупла пломбировочных каналов… радиоприемники. Евразиец говорит:

Пломбы были кисловаты, шершавы, словом, не идеальны, зато из них получался отличный колебательный  контур для приема радиоволн. Если вы держите во рту диод, он редуцирует частоту колебаний пломб, и вы свободно слушаете радио «Дача», например.  

Дугин считает зубное радио разновидностью латентного (скрытного) прослушивания, то есть переживанием глубоко интимным. Именно с этим он и связывает относительно низкие радиопоказатели в России и нежелание россиян участвовать в опросах на тему любимых радиостанций и радиопередач. В заключение Дугин признаётся:

Я и сам не так давно зубами принимал Радио «Романтика», оно ни к чему дурному не призывало, это удобно и никакой радиоприёмник мне не понадобился.

Академик Российской академии радио Михаил Эйдельман консервативно использует для изучения радиостатистики уши, а не зубы. Отечественные 27,3% против американских 91% Эйдельман объясняет сохраняющимся разрывом в уровне автомобилизации двух стран:

Радио сегодня — это спутник автолюбителя.

Mediascope иллюстрирует его слова свежими данными: 80% аудитории  слушают любимые станции за рулем автомобиля. И даже несмотря на то, что традиционное радио в салоне авто уже вступило в последний и решительный бой с карманными гаджетами, автотюнер всё равно остается главным устройством для приёма радиоволн. Эйдельман нам сказал:

Однако если вы сопоставите процентные показатели уровня автомобилизации двух стран, вы всё поймете.

Мы сопоставили. По данным агентства «Автостат», уровень обеспеченности автомобилями в России — 285 машин на 1000 жителей, в США — 800 на 100. То есть, 28,5% против 80%. Совпадение с аудиторией радио практически идеальное (напомним, это 27,3% против 91%).

,

Первый вывод: чем больше будет в России автомобилей, тем активнее будет расти аудитория радио. Вывод второй: изучив доли радиостанций, их взлеты и падения, можем констатировать, что россияне за год стали намного серьезнее

,

Шутки кончились. «Юмор FM» потерял 1 678 000 слушателей. То есть если раньше смех заменял нам еду, политику, секс и книги, то сейчас мы больше требуем мира, а не ржём («Радио Мир»: плюс 86 000 слушателей). Мы хотим любви (Love Radio: плюс 293 000 слушателей), и, как ни смешно, рожаем детей (Детское Радио: плюс 162 000 слушателей). Стоит только прекратить гоготать, как появляются силы отжаться от пола («Спорт FM»: плюс 31 000 слушателей), и вообще, появляется хоть какая-то энергия (Радио ENERGY: плюс 617 000 слушателей). Правда, на политические сферы эта энергия не распространяется. Разочарование в альтернативах («Эхо Москвы»: минус 116 000 слушателей) приводит к поиску простых политических аргументов («Вести FM»: плюс 818 000 слушателей) и потребностью иметь впереди хоть какой-то ориентир («Маяк»: плюс 55 000 слушателей). Особый интерес представляет разнонаправленное движение «Нашего Радио» (плюс 786 000 слушателей) и Русского Радио (минус 677 000 слушателей).  Кроме того, мы явно устали от винтажа («Ретро FM»: минус 32 000 слушателей) и от крокодиловых слёз – и так везде мокро («Радио «Шансон»: минус 387 000 слушателей).

Таков он, житель Российской Федерации, в лучах весеннего солнца и эфирных волн. Оставайтесь с нами. Всех с Днем радио, друзья!

,

Фото: shutterstock.com