О дизайне первой полосы |
Какие изменения произошли в дизайне первой полосы и как правильно ее сделать – наиболее часто встречающийся в читательских письмах вопрос. Так, Вероника Кибардина из г. Ижевска задает вопрос о том, какие сейчас приоритеты в оформлении первой полосы – мода или функциональность? Попробуем наметить основные параметры современного ее оформления.
Структурно первая полоса необычайно сложна. В ней переплелись все внутренние, структурные, и внешние, оформительские, газетные параметры. Остановимся пока на основных – функциональных.
Функциональность. Функция газеты – информировать читателя. Содержание информации направлено на конкретного потребителя, благодаря содержанию газетное издание приобретает в глазах читателя определенную ценность, выражаемую в стоимости газеты, и, наконец, воздействие содержания на читателя всегда рассчитано на некоторый срок, в течение которого оно способно удовлетворить его потребности в информации, после чего становится ненужным.
Функция в газете преобладает и оказывает наибольшее влияние на формирование ее структуры. Наиболее отчетливо это проявляется при формировании первой полосы.
Постараюсь наиболее кратко выразить функциональные требования к первой полосе.
Сигнальная составляющая. Заменяет страничку журнально-книжного содержания. Внешне выражается через анонсы. Роль ее усилилась в связи с количественным ростом многостраничных газет. Что, естественно, привело к ослаблению другой функциональной составляющей первой полосы – контентной. Взаимоотношение анонсов и содержательной части на первой полосе – вопрос всегда индивидуальный, но общие рекомендации не помешают. Условный водораздел, при котором основное содержание еще играет какую-то роль на полосе, – газета объемом 16 полос формата А3. При увеличении объема основная информация замещается, как правило, анонсами и рекламой.
Как правильно оформлять анонс? Прежде всего, не забыть, что анонсы – это концентрированный рубрикатор, а не эмоциональная отрыжка на самую скандальную статью номера. Газетные анонсы сродни книжному или журнальному содержанию, а потому должны быть сдержанны, информативны и наглядны. Небольшая сюжетная фотография, несомненно, украшает анонс, но при своем малом размере вечно обостряет вопрос качества. Несомненное преимущество анонса – в его модульном характере и полной свободе передвижения по полосе. Анонсов не должно быть много, совсем не обязательно выкладывать на первую полосу все содержание, начиная от второй и до последней полосы. Оформительские приемы – рамки, увеличенный кегль, флаговый набор, цветовая подложка.
Служебная составляющая. Логотип газеты. Сюда относятся также выходные и выпускные сведения, но их место – не на первой полосе. Значение составляющей усилилось с ростом объема и тиражей изданий, появлением собственных интернет-версий, возникновением медиа-холдингов и дочерних предприятий. Изменились и средства внешнего выражения. Требования к оформлению современного логотипа:
- простота, лаконичность, конкретность. Газетный логотип сегодня может быть представлен на сайте в 3D-графике или просто в объемном варианте. Поэтому излишества уже не приветствуются;
- использовать в логотипе только наборные шрифты. По той же причине. Рукописный шрифт при объемных искажениях может принять такие причудливые формы…
- сочетать шрифт логотипа с газетными шрифтами. Это – в продолжение разговора о моногарнитурности и стиле;
- использовать как можно больше воздуха. При этом само заглавие может не занимать всего пространства. Высота логотипа должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв. (9,2 см);
- если над логотипом размещаются анонсы, то его можно опускать до 1/3 высоты полосы.
Иногда, рассматривая первую полосу газеты, долго разгадываешь головоломку на тему: “А чья ты будешь?” Часто в заглавии отсутствуют самые необходимые сведения об издании. Чтобы как-то “причесать” логотип, предлагаю несколько несложных стандартных правил по размещению в нем необходимой информации:
- название газеты на языке издания;
- география издания;
- название организации, чьим органом является газета;
- дата основания или порядковый год издания газеты;
- текущий с начала календарного года номер газеты, валовый номер;
- дата выхода номера – день недели, число, название месяца (без сокращения), год;
- цена номера или рекомендуемая цена номера;
- указание о периодичности выпуска газеты. Этот элемент можно располагать и в выпускных сведениях.
Контентная составляющая. Или информационная. На формате А4 исчезла, на А3 ослабла, на большом – живет и здравствует.
Успех каждой первой полосы – это со вкусом поданная основная иллюстрация. С точки зрения структуры полосы, она может быть и самостоятельным материалом, то есть нести в себе контент, а может являться и укрупненным анонсом (что чаще всего и бывает). В любом случае требования к качеству, сюжету, исполнению иллюстрации крайне высоки. А о композиции первополосного снимка мы беседовали два месяца назад.
Вот так можно кратко охарактеризовать те функциональные изменения, которые оказывают влияние на дизайн сегодняшней первой полосы. К вопросу о моде и функции. Приведу такой пример. Наверно, сейчас только очень наивный человек считает, что высокую моду делают продвинутые кутюрье. Да, они прилагают какие-то усилия и раздувают щеки, но только после того, как определится функциональность данного направления.
Делаем выводы.
- Усилилась функциональность в структуре и дизайне первой полосы.
- Возросло значение и количество анонсов.
- С увеличением объема издания снижается контентная роль полосы.
- Изменились требования к логотипу издания.
- Вкусное первополосное фото – вот что будет еще долго критерием хорошего дизайна.
Сергей ГОЛОВКО,
дизайнер