С.ГОЛОВКО. О дизайне первой полосы

О дизайне первой полосы

Какие изменения произошли в дизайне первой полосы и как правильно ее сделать – наиболее часто встречающийся в читательских письмах вопрос. Так, Вероника Кибардина из г. Ижевска задает вопрос о том, какие сейчас приоритеты в оформлении первой полосы – мода или функциональность? Попробуем наметить основные параметры современного ее оформления.

Структурно первая полоса необычайно сложна. В ней переплелись все внутренние, структурные, и внешние, оформительские, газетные параметры. Остановимся пока на основных – функциональных. 

Функциональность. Функция газеты – информировать читателя. Содержание информации направлено на конкретного потребителя, благодаря содержанию газетное издание приобретает в глазах читателя определенную ценность, выражаемую в стоимости газеты, и, наконец, воздействие содержания на читателя всегда рассчитано на некоторый срок, в течение которого оно способно удовлетворить его потребности в информации, после чего становится ненужным. 

Функция в газете преобладает и оказывает наибольшее влияние на формирование ее структуры. Наиболее отчетливо это проявляется при формировании первой полосы.

Постараюсь наиболее кратко выразить функциональные требования к первой полосе.

Сигнальная составляющая. Заменяет страничку журнально-книжного содержания. Внешне выражается через анонсы. Роль ее усилилась в связи с количественным ростом многостраничных газет. Что, естественно, привело к ослаблению другой функциональной составляющей первой полосы – контентной. Взаимоотношение анонсов и содержательной части на первой полосе – вопрос всегда индивидуальный, но общие рекомендации не помешают. Условный водораздел, при котором основное содержание еще играет какую-то роль на полосе, – газета объемом 16 полос формата А3. При увеличении объема основная информация замещается, как правило, анонсами и рекламой.

Как правильно оформлять анонс? Прежде всего, не забыть, что анонсы – это концентрированный рубрикатор, а не эмоциональная отрыжка на самую скандальную статью номера. Газетные анонсы сродни книжному или журнальному содержанию, а потому должны быть сдержанны, информативны и наглядны. Небольшая сюжетная фотография, несомненно, украшает анонс, но при своем малом размере вечно обостряет вопрос качества. Несомненное преимущество анонса – в его модульном характере и полной свободе передвижения по полосе. Анонсов не должно быть много, совсем не обязательно выкладывать на первую полосу все содержание, начиная от второй и до последней полосы. Оформительские приемы – рамки, увеличенный кегль, флаговый набор, цветовая подложка.

Служебная составляющая. Логотип газеты. Сюда относятся также выходные и выпускные сведения, но их место – не на первой полосе. Значение составляющей усилилось с ростом объема и тиражей изданий, появлением собственных интернет-версий, возникновением медиа-холдингов и дочерних предприятий. Изменились и средства внешнего выражения. Требования к оформлению современного логотипа:

  • простота, лаконичность, конкретность. Газетный логотип сегодня может быть представлен на сайте в 3D-графике или просто в объемном варианте. Поэтому излишества уже не приветствуются;
  • использовать в логотипе только наборные шрифты. По той же причине. Рукописный шрифт при объемных искажениях может принять такие причудливые формы…
  • сочетать шрифт логотипа с газетными шрифтами. Это – в продолжение разговора о моногарнитурности и стиле;
  • использовать как можно больше воздуха. При этом само заглавие может не занимать всего пространства. Высота логотипа должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв. (9,2 см); 
  • если над логотипом размещаются анонсы, то его можно опускать до 1/3 высоты полосы.

Иногда, рассматривая первую полосу газеты, долго разгадываешь головоломку на тему: “А чья ты будешь?” Часто в заглавии отсутствуют самые необходимые сведения об издании. Чтобы как-то “причесать” логотип, предлагаю несколько несложных стандартных правил по размещению в нем необходимой информации:

  • название газеты на языке издания;
  • география издания;
  • название организации, чьим органом является газета;
  • дата основания или порядковый год издания газеты;
  • текущий с начала календарного года номер газеты, валовый номер;
  • дата выхода номера – день недели, число, название месяца (без сокращения), год;
  • цена номера или рекомендуемая цена номера;
  • указание о периодичности выпуска газеты. Этот элемент можно располагать и в выпускных сведениях.

Контентная составляющая. Или информационная. На формате А4 исчезла, на А3 ослабла, на большом – живет и здравствует. 

Успех каждой первой полосы – это со вкусом поданная основная иллюстрация. С точки зрения структуры полосы, она может быть и самостоятельным материалом, то есть нести в себе контент, а может являться и укрупненным анонсом (что чаще всего и бывает). В любом случае требования к качеству, сюжету, исполнению иллюстрации крайне высоки. А о композиции первополосного снимка мы беседовали два месяца назад.

Вот так можно кратко охарактеризовать те функциональные изменения, которые оказывают влияние на дизайн сегодняшней первой полосы. К вопросу о моде и функции. Приведу такой пример. Наверно, сейчас только очень наивный человек считает, что высокую моду делают продвинутые кутюрье. Да, они прилагают какие-то усилия и раздувают щеки, но только после того, как определится функциональность данного направления.

Делаем выводы.

  1. Усилилась функциональность в структуре и дизайне первой полосы.
  2. Возросло значение и количество анонсов.
  3. С увеличением объема издания снижается контентная роль полосы. 
  4. Изменились требования к логотипу издания.
  5. Вкусное первополосное фото – вот что будет еще долго критерием хорошего дизайна.

Сергей ГОЛОВКО,
дизайнер