Н. ГОБЕШИЯ. Пресса и право

Пресса и право


Рубрику ведет юрист Института развития прессы Нана ГОБЕШИЯ


Мы собираемся выпустить в эфир новую программу, в которой помимо приветов и поздравлений, необходимо будет угадать или предложить свое оригинальное название коктейля. В начале программы будет зачитан рецепт. Например: 20 г водки, 30 г коньяка, 100 г апельсинового сока. Можно ли это упоминание алкогольных напитков рассматривать как нарушение закона о рекламе? 

Вопрос очень тонкий. Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинани (ст. 2 Закона РФ “О рекламе”). Мы уже рассматривали неоднократно вопрос разграничения рекламы и информации (см. Статью “Реклама или информация?”). К сожалению, Закон не дает нам четких критериев различия, поэтому мы можем только уповать, что позиция контролирующих органов МАП, которая “определяется в каждом конкретном случае с учетом компоновки и оформления информационного материала” не сочтет данный материал рекламным. Мой совет: избегать упоминания названия марки и фирмы-производителя алкогольного напитка, а ограничиться общими рекомендациями.

Скажите пожалуйста, существуют ли законодательные акты регулирующие взаимоотношения между СМИ и спонсорами и если да, то какие?

Если нет, то просим проконсультировать по следующим вопросам:

  1. Чем отличается спонсор от генерального спонсора?
  2. Как закрепляются отношения между СМИ и спонсорами?
  3. Что получает в итоге договоренности спонсор и генеральный сонсор?

Спонсорство применимо не только к деятельности СМИ, но и к другим видам (например, организации выставок, фестивалей, других общественных мероприятий).

Понятие спонсорства содержит статья 19 Закона РФ “О рекламе”, которая говорит о том, что под спонсорством понимается “осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.”

Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый – соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. Как отметил один из разработчиков Закона “О рекламе”: “Мы впервые законодательно легализуем спонсорство. Правда лишь в границах рекламной деятельности. В иную спонсор вмешиваться не вправе”

Считается, что спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. Спонсорство само по себе является рекламой, так как свидетельствует о том, что спонсор-рекламодатель заботится не только о себе, но и о своих клиентах, об обществе в целом, вкладывая деньги в различные проекты, организации культуры, искусства и другие, то есть в дела, которые не связаны с его деятельностью. Примером рекламы спонсоров и их товаров может служить реклама, транслируемая по телевидению во время игр “Поле чудес”, “КВН” и пр.

Спонсорство осуществляется на основании договора между спонсором и спонсируемым, в котором определяются права и обязанности сторон. Если спонсоров несколько, то в договоре определяются права и обязанности каждого спонсора-участника и спонсируемого. Как правило, спонсор, который берет на себя наибольшие обязательства, вправе рассчитывать и на большие права, он и называется генеральным спонсором. 

Подскажите, какие критерии оценки используются при аттестации работников управленческого труда? Как осуществляется процедура аттестации управленческих работников?

Порядок и процедура проведения аттестации определяется администрацией предприятия, учреждения или организации самостоятельно, путем издания соответствующих внутренних документов. Администрация может ссылаться и на положения Единой тарифной сетки, Квалификационных справочников или других нормативов, но это необязательно.

Аттестация на предприятиях, организациях или учреждениях проводится с целью определения уровня профессиональной подготовки и соответствия аттестуемого работника замещаемой должности, а также для решения вопроса о сохранении, понижении или присвоении ему очередного квалификационного разряда и включения его в резерв для замещения вышестоящей должности. Наиболее часто встречаются следующие критерии оценки деятельности всех работников: образование, объем специальных знаний, способность к рациональной организации выполняемой работы, способность анализировать возникающие в работе проблемы, принимать правильные решения или делать необходимые выводы, готовность к выполнению заданий, не входящих в должностных обязанности, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем (задач), качество выполнения порученной работы дополнительных обязанностей уровень ответственности запорученной дело, интенсивность труда (способность и готовность справляться с большими нагрузками) и другие.

Для управленческих кадров можно посоветовать также ввести дополнительные критерии оценки, такие как: умение организовать труд подчиненных, стиль общения с вышестоящими руководителями, способность выразить свои мысли (устно, письменно), реально осуществляемый масштаб руководства и пр.

Что касается процедуры, то здесь трудно дать универсальный совет, потому что я не представляю структуры вашей организации. Но и в этом вопросе предоставляется полная самостоятельность администрации. Можно применять общую процедуру как и для всех работников, а можно разработать специальную, – например, аттестация управленческих кадров проводится другим составом аттестационной комиссии.

Администрация области реорганизовалась в Правительство области. Означает ли это, что газета,в которой Администрация была соучредителем, обязана пройти перерегистрацию (как СМИ), ведь формально смены учредителя не произошло, а сменилось лишь название управленческой структуры?

Формального обязательства перерегистрироваться нет, так как Вы сами пишете, что смены учредителя не произошло. Однако, в связи с реорганизацией учредителя необходимо внести изменения в учредительные документы. Для этого применяется уведомительная форма, т.е. в регистрирующие органы посылается информация о произошедших изменениях.