КОНКУРС ГАЗЕТ НА ЛУЧШИЙ ДИЗАЙН-2002 В. СКОРОБОГАТЬКО. Больше ЛЯПов! И успех обеспечен

Больше ЛЯПов! И успех обеспечен


Владимир Скоробогатько, председатель жюри конкурса в номинации “На лучший дизайн”.


Наш новый конкурс не принес неожиданностей, но дал нам новых знакомых. Значит, география его расширяется, а состав участников обретает новое качество – более высокое.

Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) в этом году предложил иной порядок премирования: премии не редакциям, а персонально авторам оформления, и это решило процедуру присуждения призовых мест. Мы с легким сердцем отдали первые места нашим давним участникам и дипломантам – газетам издательского дома “Северная неделя” (формат А3: “Вечерний Северодвинск”, “Корабельная сторона”, формат А4: “Дачная”, “Завалинка”, “Травинка”, “Сиди дома”) из г. Северодвинска Архангельской области, а также “Белорецкому рабочему” из Башкирии. Потому что их творцов мы персонально еще не отмечали!

Плотной, сильной группой встали на третьей ступени нашего пьедестала газеты “Дзержинское время” (г. Дзержинск Нижегородской области), “Призыв” (г. Крымск Краснодарского края), “Красная искра” (г. Боровичи Новгородской области), “Крайний Север” (г. Анадырь Чукотского автономного округа).

Среди газет формата А4 второе место жюри присудило изданию из Санкт-Петербурга “Пять углов”. 

Среди областных газет выбор был небольшим, но за явные достоинства жюри решило отметить газету “Эфир” из Рязани.

Впрочем, по порядку…

Главное – погода в доме. В издательском…

В моем архиве хранятся номера “Вечернего Северодвинска” за 1999 и 2001 годы. Их привозил приезжавший на учебу в Школу дизайна Андрей Пятунин, победитель конкурса нынешнего года. Если сравнить газеты трехлетней давности и прошлогодние с теми, что присланы в этом году, то можно увидеть красноречивую динамику изменений. Вот, скажем, состав первой полосы номера от 11 ноября 1999 года: один большой материал с фотографией, 5 заметок под рубрикой “Северодвинская панорама”, анонс публикации во вкладке, прогноз погоды на три дня вперед и “Плюха недели” – анекдот. Примечательно, что погода и шутка помещены непосредственно под логотипом, на виду, наверное, из этого и родился впоследствии слоган издательского дома: “Важней всего погода в доме”. Фотография большая, главный заголовок усреднен, он не столь бросок, как теперь. На второй полосе этого же номера 5 материалов, одна фотография, на третьей – 9 заметок, 4 из них – под одной рубрикой “Вести о культуре”.

Что мы наблюдаем в январском номере за 2001 год? Первая полоса: помещено 8 материалов, включая приглашение на интернет-сайт издательского дома. Главный заголовок голубого цвета, он подчеркнуто контрастен по отношению к остальным, появляется подзаголовок того же шрифта только в нормальном начертании – опять-таки в противовес сверхжирному начертанию основного заголовка. Подзаголовок подчеркивается 6-пунктовой черной линейкой, к ней вплотную подверстывается крупно набранный врез, закрываемый растровой сеткой достаточно большой плотности. В непосредственной близости от этой конструкции – огромная, выворотным способом оформленная 30-миллиметровая буквица.

Словом, вверху полосы создается яркая, динамичная конструкция контрастных элементов – по признакам насыщенности, начертания, местоположения. В низ полосы перекочевывают анекдот и погода. Они бы мешали заголовку и конкурировали с поднявшейся под логотип фотографией. Таким образом, композиция первой полосы обретает законченный вид: предельная контрастность, выразительность элементов, лаконичность макета. Логотип становится цветным (фон), и в нем появляется знаковое дополнение – фраза “Важней всего погода в доме”. Располагавшееся на ее месте служебное “Семейная городская газета” перемещается вниз, вровень с информацией о дате выхода первого номера.

Всего же в номере 4 за прошлый год на 12 полосах – 81 материал, сопровождаемый 17 фотографиями (не считая нескольких рекламных модулей).

В нынешнем году первая полоса остается практически без перемен. Разве что подправляется подборка справок в левом углу: информация о посещении сайта берется в рамку и чуть отбивается пробелом от “блокнота” памятных дат и демографических известий. Зато внутренние полосы получили новый колонтитул. Он теперь очень высокий, включает иллюстрации. Подобным образом раньше оформлялись только некоторые страницы, теперь схожее оформление получили все. Новый колонтитул органично дополнил уже опробованное оформление полос, добавил им законченности (может быть, в силу схожести их с логотипом издания, также включающего фото). Статистика – прежняя: первая полоса – 8 публикаций, одна большая фотография. На второй странице 12 текстовых материалов и 6 небольших фотографий, на третьей – 8 заметок, 5 фото (№ 15, 11 апреля). В номере от 25 июля на второй странице 14 заметок, 5 фотографий и одна схема, на третьей соответственно 7 и 6.

То есть, подчеркнем, налицо тенденция к увеличению числа материалов – при сохранении общего объема и примерно одинаковом насыщении газет рекламой.

Что касается эстетической стороны, то увеличение числа элементов (если каждую публикацию считать таковым) не ухудшает внешнего вида полос: их композиция, пропорции столь хорошо выверены, что никогда не оставляют впечатления загроможденности, чрезмерности. Заметки образуют на полосе хорошо организованную мозаику, вовлекающую читателя в динамичный процесс обозрения новостей. Каждая заметка на виду, на своем месте – в соответствии со значимостью и объемом.

Подобная тенденция – увеличение числа публикаций – наблюдается и в газете “Корабельная сторона”, тоже представленной на конкурс и тоже давно знакомой жюри. Хотя оформление “Корабельной стороны” производно от общего стиля издательского дома, оно имеет свои особенности. В частности, более строгое, чем в “Вечернем Северодвинске”, оформление колонтитулов, наличие больших, на четверть полосы, фотографий, чего практически нет в “Вечерке”, меньше линеек, рамок, светлее текстовой блок…

Впрочем, здесь лучше процитировать главного редактора ИД “Северная неделя” Вячеслава Белоусова. Представляя на конкурс “Вечерний Северодвинск” и “Корабельную сторону”, он пишет: “Графические модели газет… создавались не как самоцель – “для красоты”. Они позволяют легко находить и прочитывать тот или иной материал. Модели способствовали новой, менее затратной организации внутриредакционного процесса, сократили время производства, нацелили журналистов исключительно на творчество… Влияние художественных вкусов того или иного сотрудника компьютерного центра при верстке практически остается незаметным”.

Отметим, кстати, что суждения главы одного из самых успешных в стране издательств отвечает на “резонные” вопросы некоторых коллег: “А не будет ли стеснять модель творчество?”, “А даст ли модель возможность учесть своеобразие каждого дня?”, “А не станут ли все газеты одинаковыми?” и пр. Как видите, нет, нет и нет.

Каждый из нас хорошо представляет, что стоит за подобной жанрово-тематической мозаикой номеров. Конечно же, напряженный труд корреспондентов и редакторов, кропотливая, высокопрофессиональная работа оформителей.

Вот их-то, оформителей, и называем мы в качестве победителей нашего конкурса. Это Юрий Зорин, ответственный секретарь издательства “Северная неделя”, и Андрей Пятунин, руководитель компьютерного отдела издательства.

В предыдущей статье, анализирующей оформление газет-конкурсантов, мы посетовали на отсутствие в “Дачной”, “Завалинке”, “Травинке” фамилии автора рисунков, подкупающих своим юмором и добротой. Так вот, это – Андрей Сивяков, один из сотрудников компьютерного центра “Северной недели”, молодой, но уже главный художник издательства. “Одежки” всех газет, как пишет В.Белоусов, родились в голове этого талантливого человека. Ему же принадлежит фирменная символика “издательства добрых газет” – улыбающееся солнышко.

Новый наряд и у главной газеты издательства: на выставке посетители увидели цветной “Вечерний Северодвинск”. Эпохальное, надо сказать, событие. Конечно, Северодвинск, город-интеллигент, не самая глубокая провинция и ИД “Северная неделя” – далеко не последний на российском рынке печатных СМИ. Но все-таки можно говорить о великом качественном прорыве наших газет: они повсеместно становятся цветными. Это новый технологический скачок, новый уровень дизайна, новый уровень журналистских притязаний.

Огромную роль в создании газеты играет читательская почта, она подсказывает темы, направление развития, к ней в редакции бережное, внимательное отношение. Наиболее интересные письма прочитываются и главным редактором, который по читательским отзывам сверяет “генеральную линию”. Письма публикуют, на письма отвечают, письма бережно хранят. Правда, насчет публикации было добавлено, что печатается преимущественно “добрая почта”.

А существует ли в редакции система наказаний за ошибки, срыв сроков? Такой системы нет, а есть система поощрений за успешную работу. Гонорарная шкала предусматривает аккордную оплату лучших материалов, отмеченных на летучке. Причем это относится как к штатным, так и нештатным сотрудникам. Журналисты, по словам В.Белоусова, работают по формуле, некогда выработанной им и реализуемой уже многие годы, – ЛЯП. Лаконичность, Ясность, Простота.

Формула ЛЯП и помогает журналистам реализовывать созданную композиционно-графическую модель, она, по мнению руководителей издательского дома, довольно жесткая: номер, полоса, тема, объем, сроки. Заметки, по меркам обычного еженедельника, крошечные, а сказать надо многое.

Итак, отметим два, как представляется, ключевых момента в организации журналистского труда: добрый настрой, положительный заряд публикаций и высокая технологическая культура, знание передовых методов организации труда и техники.

Так что газеты будут еще привлекательнее. И в этом мы не сомневаемся. Северодвинская школа дизайна будет развиваться.

Старые и новые знакомые

Перешли на полноцветную печать и республиканские башкирские газеты. Красочная радуга сильно преобразила их внешний вид и стенд республики на выставке “Пресса-2003”, он стал резко выделяться на фоне соседей. Конечно, журналистам и читателям еще долго придется привыкать к новым оформительским возможностям, и вот тут-то, между прочим, придет на помощь “черно-белая” классика. В хорошо реализованной модели традиционного дизайна заложены большие возможности. Это демонстрирует, в частности, газета “Белорецкий рабочий”, занявшая в номинации газет, выходящих в районных центрах и городах районного подчинения, второе место.

Газета не новичок на наших конкурсах, более того – победитель прошлогоднего конкурса на лучший дизайн. Отмечая ее успех, мы говорили о продуманной шрифтовой политике, четких композиционных решениях, о торжестве порядка на полосах. Того самого порядка, когда легко и читателям, и журналистам. Коллеги представили на суд жюри, как они пишут, “будничные выпуски”, целевые страницы и праздничные номера. Их оформление выглядит современно, наверное, в первую очередь за счет некоего контраста массивных линеек и пробельных коридоров, служащих для акцентирования отдельных заголовков и иллюстраций, а также “клиповой” подачи главных заголовков. Все вместе рождает ощущение стилевого единства. В газете много воздуха, он помогает выстраивать систему акцентов на полосе. Такова, например, вторая страница большинства номеров, представляющая новости.

Среди газет, занявших третье место, лишь “Красная искра” была знакома по занятиям в школе. Так что можно говорить о появлении в нашем конкурсе большого числа сильных конкурентов. Наверное, не все перечисленные издания работают по модели – в распространенном понимании этого термина, но эстетический результат имеют хороший. Например, в “Дзержинском времени” хорошо, со вкусом используется второй цвет, весьма высок уровень иллюстрирования, оригинальны заголовочные комплексы, включающие рубрику, врез, умело работают коллеги с линейками. Автор оформления – дизайнер Наталья Сенникова.

Газета “Призыв” привлекает хорошо подобранными и реализованными шрифтами, иллюстрациями, выверенной компоновкой полос. Найден облик первой полосы – необычный, но вполне современный и яркий. Автор оформления – редактор газеты Владимир Касютин.

В “Красной искре” также немало достоинств. Продуманная композиция первой полосы и внутреннего разворота, отчетливая пропорциональность и упорядоченность всех элементов. Со вкусом подобраны шрифты, оригинально оформлены некоторые заголовки. Автор оформления – дизайнер Владимир Хасс.

“Крайний Север” привлек внимание жюри необычным логотипом, в котором удачно реализован “вьюжный” момент, броской компоновкой первой полосы, оригинальными шрифтовыми решениями, высокой культурой верстки. Дизайнер – Данила Толсточенко.

Среди изданий для детей, подростков и молодежи жюри отметило областную газету из Рязани “Молодежная среда”, наш призер – Нина Лисина. Газету “Zона тусовки” из города Нижняя Тура Свердловской области, призер – Оксана Лось. Газету “Авось-КА” из города Глазова Удмуртии, призер – Андрей Лехницкий. Газету “Подросток” из Тульской области, призер – Лара Замураева.