ДЕНЬГИ – К ДЕНЬГАМ В. ИВАНИЦКИЙ. Инструмент управления

Инструмент управления

Деловое планирование – процесс во многом гуманитарный, он преследует цели не только экономического, но и философского, психологического, характера.

Основная задача, которую вы перед собой ставите, занимаясь бизнес-планированием, – достижение слаженной работы своей редакции в течение финансового года.

Традиционно и в экономической литературе, и в обыденной жизни, бизнес-план преподносится как способ привлечения дополнительных средств от сторонних инвесторов. Такое, конечно, возможно, но, на мой взгляд, это свойство не будет реализовано, если бизнес-план не поработает сначала в качестве инструмента внутрифирменного управления. Впоследствии его пользователями могут стать инвесторы, кредиторы, деловые партнеры, но только в случае вашего личного первоначального успеха, закрепленного во времени, подтвержденного экономически.

Приступая к планированию деятельности редакции, вы должны представлять себе несколько достаточно важных моментов:

  1. Бизнес-план не является для вас чем-то новым. Он присутствует в деятельности любой редакции, но, как правило, не формализован в виде документа. Работа над ним – это всего лишь перевод существующих знаний и приемов из вербальной формы в текстовую.
  2. 2. Изучение и более глубокое познание собственного бизнеса возможно только через накопление опыта. Одним из инструментов такого накопления является создание и исполнение бизнес-плана.
  3. 3. Введение бизнес-плана в собственную жизнь и в ткань редакции не должно носить характер революции. 
  4. 4. При создании бизнес-плана используйте объективно пессимистический вариант развития событий.
  5. 5. При контроле исполнения бизнес-плана используйте принцип скользящего планирования. Бизнес-план необходимо корректировать, если объективное развитие событий идет по иному, нежели предполагалось, сценарию. 
  6. 6. Бизнес-план является основой для спокойного ведения бизнеса. Перед внедрением процедуры бизнес-планирования в редакции должна быть проведена определенная подготовительная работа, которая заключается в следующем:

1. Определение центров финансовой ответственности (ЦФО) (субъектов бизнес-планирования) на основе организационно-функциональной структуры

Это подразделения, обеспечивающие создание и продажу продукта, приносящего доходы. ЦФО являются субъектами бизнес-планирования. В нашем случае центрами финансовой ответственности могут быть журналистский коллектив и коммерческий отдел (отдел рекламы). Именно они отвечают за создание и продажу основного продукта – газеты. Именно от их органичного взаимодействия зависят доходы, получаемые от продажи издания, рекламы и иной коммерческой деятельности редакции. 

2. Определение Центров бюджетирования (ЦБ)

Бюджетирование – процесс контроля исполнения принятого бюджета редакции. Система бюджетирования, закрепленная положением, является внутренним законом, который нельзя нарушать.

Центрами бюджетирования являются те подразделения, которые финансируются в строгом соответствии с принятым бюджетом. Принимая активное участие в создании продуктов, которые затем реализуются на рынке, эти центры тем не менее не работают непосредственно на рынке, не участвуют в процессе продвижения продукта на рынок и должны иметь бюджетное финансирование. К таким подразделениям в редакции, как правило, относятся технические службы.

3. Постановка системы учета

Важнейшим элементом подготовки процесса бизнес-планирования является постановка системы учета, выражающегося в организации внутренней и внешней отчетности. Бухгалтерия (финансовая дирекция) – то место, где в первую очередь должны быть установлены программные средства автоматизации процесса учета и отчетности. Правильная система учета является базой для принятия верных административных и творческих решений, влияющих в конечном итоге на конкурентоспособность редакции. 

4. Разработка и внедрение документооборота и системы контроля исполнения решений и поручений (кто, что, когда)

При выходе на режим бизнес-планирования в редакции должен быть установлен порядок прохождения документов. На основании документооборота должна быть внедрена система текущего контроля исполнения решений руководства редакции, должностных обязанностей и разовых поручений. 

Все пункты, которые я перечислил, относятся к сфере регулярного менеджмента. Без внедрения вышеперечисленных элементов создание бизнес-плана будет пустой тратой времени.

Прежде чем приступить к рассказу о процессе создания бизнес-плана, я предлагаю вам его структуру. 

 

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА 

I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 
1.1. Название компании 
1.2. Дата выпуска бизнес-плана 

II. СОДЕРЖАНИЕ 

III. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ (РЕЗЮМЕ) ПРОЕКТА 
3.1. Компания и ее окружение 
3.2. Миссия компании 
3.3. Стадия развития компании
3.4. Товары и услуги компании 
3.5. Целевой рынок 
3.6. Конкуренция 
3.7. Стратегия маркетинга 
3.8. Конкурентные преимущества компании 
3.9. План производства. Операции 
3.10. Менеджмент 
3.11. Долгосрочные цели 
3.12. Основные риски 
3.13. Финансовый план 
3.14. Требуемое финансирование 
3.15. Логистика 
3.16. Приложения 

IV. КОМПАНИЯ 
4.1. Компания и ее бизнес 
4.2. Цели и задачи компании (миссия) 
4.3. Ключевые менеджеры 
4.4. Стадия развития компании 
4.5. Товары и услуги компании 
4.6. Финансовое состояние компании 
4.7. Специальная информация 

V. ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК 
5.1. Определение целевого рынка 
5.1. Демографическое описание 
5.2. Географическое описание 
5.3. Образ жизни среднего потребителя 
5.4. Психографическое описание 
5.2. Размеры и тенденции рынка 
5.2.1. Размеры рынка 
5.2.2. Тенденции рынка 

VI. КОНКУРЕНЦИЯ 
6.1. Анализ конкурентной среды, выяснение конкурентной позиции 
6.1.1.Факторы потребительских предпочтений 
6.2.1. Внутренние операционные факторы 
6.2.2. Распределение долей рынка 
6.2.3. Оценка значимости барьеров для входа в бизнес 

VII. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА 
7.1. Общая стратегия реализации плана продаж 
7.2. Стратегии продуктных линий 
7.2.1. Позиционирование продукта в сегменте рынка 
7.2.2. Ценовая политика 
7.2.3. Реклама и продвижение товара 
7.2.4. Дистрибьюция 
7.3. Маркетинговый бюджет 

VIII. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА. ОПЕРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 
8.1. График производства 
8.2. Себестоимость и стандарты единицы продукции 
8.2.1. Расходы на офис, другие базовые помещения 
8.2.2. Расхода на материалы и комплектующие 
8.2.3. Расходы на производственный персонал 
8.2.4. Расходы на поддержание и обновление оборудования 
8.2.5. Расходы на контроль качества единицы продукции 
8.2.6. Расходы на операции 
8.2.7. Другие расходы 
8.3. Операционная политика 
8.3.1. Контроль товарного запаса 
8.3.2. Закупки 
8.3.3. Дистрибьюция 
8.3.4. Финансовый контроль 
8.4. Различные операционные аспекты 

IX. МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИЯ 
9.1. Организационная структура редакции 
9.1.1. Оценка ключевых сотрудников 
9.2. Задачи управления персоналом 
9.2.1. Генеральная кадровая политика 
7.9.1. Политика найма сотрудников 
9.2.3. Обучение персонала 
9.2.4. Заработные платы и вознаграждения 

X. ДОЛГОСРОЧНОЕ РАЗВИТИЕ, РИСКИ И СТРАТЕГИИ ВЫХОДА 
10.1. Долгосрочные цели 
10.2. Стратегия достижения целей 
10.3. Оценка рисков 

XI. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 
11.1. Прогноз доходов от основной деятельности 
11.2. Прогноз расходов в предстоящем финансовом году 
11.3. Проект финансового плана(бюджета) на предстоящий финансовый год 

XII. ЛОГИСТИКА 
12.1. Структура управления редакцией 
12.1.1. Система производственных совещаний 
12.1.2. Система контроля за исполнением решений и поручений 
12.1.3. Схема документооборота компании 

XIII. ПРИЛОЖЕНИЯ 
13.1. Маркетинговые исследования 
13.2. Резюме ключевых менеджеров 
13.3. Другие приложения

 

Посмотрите примерную структуру бизнес-плана и перейдем к расшифровке каждой позиции.

Полагаю, с титульным листом(I) все понятно, с содержанием(II) тоже. Перейдем к резюме.

Подготовительная форма раздела
III. “РЕЗЮМЕ”:

Считается, что это самая важная часть бизнес-плана. По сути, это бизнес-план в бизнес-плане. Окончательная редакция его пишется, когда все другие разделы уже готовы.

Его основное предназначение – убедить вас самих и ваших партнеров в жизненности этого документа. В кратком описании вы должны объединить все элементы бизнес-плана на тезисном уровне и выстроить их максимально логично. Если с логикой плана не все в порядке, вы сразу это заметите и сможете вовремя переделать. К каждому разделу бизнес-плана я буду давать шаблон, называемый подготовительной формой. Он поможет при составлении конкретных разделов.

3.1. Компания и ее окружение (Как называется или будет называться редакция, местоположение, юридическая форма, сущность бизнеса).

3.2. Миссия компании (кратко цели деятельности редакции).

3.3. Стадия развития компании (Начинаете ли вы бизнес. Если продолжаете, то расскажите когда он образован).

3.4. Товары и услуги компании (Опишите товары и услуги (продукты), которые продает ваша редакция).

3.5. Целевой рынок (Кратко о целевом рынке, на котором вы работаете. Если возможно, приведите результаты маркетингового исследования данного рынка). 

3.6. Конкуренция (Опишите конкурентную среду, в которой вы работаете, укажите, каким образом в настоящий момент поделен рынок).

3.7. Стратегия маркетинга (Каким образом вы собираетесь закрепляться и развиваться на целевом рынке, какие средства и способы маркетинга будут при этом использоваться).

3.8. Конкурентные преимущества компании (Объясните, почему ваша редакция сможет конкурировать с другими. Сошлитесь на такие моменты, как лицензии, патенты, уже заключенные контракты, протоколы о намерениях, сложившийся круг читателей, квалификацию персонала и т.д.).

3.9. План производства. Операции (Ключевые характеристики вашего операционного плана: местоположение, основные поставщики, пути снижения себестоимости, увеличения оборачиваемости средств).

3.10. Менеджмент (Описание возможностей вашей команды, в том числе ее учредителей, издателей, инвесторов). 

3.11. Долгосрочные цели (Укажите позицию, к которой стремится ваша редакция в долгосрочной перспективе (3-5 лет), – объем продаж, количество сотрудников, доля рынка и т.д). 

3.12. Основные риски (Укажите основные риски, связанные с работой редакции и ее долгосрочным развитием, а также ваши ответные ходы в случае реализации этих рисков).

3.13. Финансовый план (Укажите доходы и прибыли, которые планирует получить ваша редакция через один, два, три года).

3.14. Требуемое финансирование (Укажите, какой объем средств необходим вашей редакции на текущий финансовый год, их структуру, способы получения этих средств.)

3.15. Логистика (Укажите, как организован процесс управления текущей деятельностью редакции, как выдерживается ее стратегия. Например: процесс управления текущей деятельностью редакции организован с помощью производственных совещаний по исполнению бизнес-плана, стратегические цели отслеживаются и корректируются во время ежегодной договорной кампании в редакции).

3.16. Приложения (Приложениями к бизнес-плану служат протоколы о намерениях, результаты маркетинговых исследований, резюме ключевых менеджеров, техническая информация, производственная информация, другая, необходимая на ваш взгляд, информация, не получившая отражения во время составления бизнес-плана).

Валерий ИВАНИЦКИЙ, 
старший преподаватель кафедры 
периодической печати факультета 
журналистики МГУ