РЕЗОНАНС С. БАЙМУХАМЕТОВ. Ловушка для простаков

ЛОВУШКА ДЛЯ ПРОСТАКОВ


Сергей БАЙМУХАМЕТОВ


Открытое письмо Виталию Челышеву по поводу его очерка “Зонд” (“Журналист”, № 1 за 2003 г.)

Дорогой Виталий!

Очень ярко ты расписал в своем “Зонде” главного редактора газеты “Завтра” и главу народно-патриотического союза Александра Проханова, прославившегося в последнее время чуть ли не альянсом с Березовским Борисом Абрамовичем…

С твоей стороны это выглядело по-интеллигентски старозаветно: демократический депутат незабвенного первого съезда Челышев пытается понять, рассказать и дать слово в своем журнале идейному противнику из “державно-патриотического” лагеря. А со стороны Проханова – эффектное шоу: ресторан, водка, генерал, священник, телевизионные репортеры – в общем, шум и гам вокруг него, Проханова! 

Боюсь, ты попался на удочку. И читателя заодно сажаешь на крючок. Потому что в твоем материале нет анализа, нет истоков, историй и предысторий. А без них нельзя. Картина только сегодняшнего дня очень плоская и всегда обманчивая.

Прежде всего Проханов не отдельная личность, персона, а некий тип, весьма распространенный во все времена. О таких людях еще Чехов писал: они непременно желают привлечь к себе внимание и для этого напяливают на свой лоб ярлыки. Для наглядности примера можно сопоставить Проханова с его когдатошним соратником по НПСР журналистом Невзоровым. Хотя, разумеется, фигуры разного масштаба, прежде всего профессионального.

Но в том и суть, что типология одна.

Итак, Проханов. Молодой очеркист в “Правде”. (Почему-то эту часть его биографии ты опустил.) А ведь в те времена в “Правду”, да еще в качестве очеркиста-писателя, с улицы не попадали). Автор первых рассказов и повестей, вполне средних. Уже тогда появился его главный герой – некий журналист (видно, другого жизненного материала не имелось). В конце семидесятых вдруг вспыхивают разговоры об НТР (помнишь, научно-техническая революция?). Проханов тут же стал проповедником НТР. Вещал, что теперь в литературе пришло время “новых структур”, “легированных” не то понятий, не то образов. Затем волна вокруг НТР угасла, но Проханов продолжил активную жизнь уже в качестве застрельщика “группы сорокалетних” писателей. Война в Афганистане. Проханов становится “певцом Генштаба”. Затем – перестройка, газета “День”, КПРФ и воспевание каждой родинки на лице Зюганова, НПСР, отход от Зюганова. Танцы вокруг Березовского.

Невзоров. Автор и ведущий телепроекта “600 секунд”. Разоблачение коммунистов у власти в Питере. Один из первых репортеров, попавший ко двору великого князя Владимира Кирилловича Романова. Отлучение от двора. Гнусные выпады в эфире против вдовы и внука великого князя: “Смуглые родственники…” (это он о великой княгине Леониде Георгиевне Романовой, урожденной Багратиони, и ее внуке Георгии, наследнике российского трона). Игры вокруг Собчака, отлучение от Собчака и выпады в эфире против его жены Нарусовой: “Дама в тюрбане…”. События в Вильнюсе. Телефильм “Наши”. Певец ОМОНа. Радушный приглашатель Проханова в эфир своей передачи. В свою очередь – желанный персонаж на страницах прохановского “Дня”. Депутат-патриот от Пскова: “Ни пяди псковской земли эстонцам!” Танцы вокруг Березовского…

Типология. Оба они не сами по себе, а непременно нацепляют на свой лоб ярлыки. Не просто прозаик, а прозаик НТР, прозаик-патриот. Не просто репортер, а “наш” репортер, репортер-патриот. И т.д.

А если отнять или отбросить эти ярлыки – что останется? 

Любой психолог, прочитав многочисленные интервью с Прохановым и Невзоровым, сразу же скажет, что обоих снедает неуемное желание быть на виду. Во что бы то ни стало. Хоть с войной в Афгане, хоть с Березовским – не имеет значения. Невзоров, профессионально не состоявшийся как журналист и политически блеклый как депутат, дошел уже до крайности. И пока еще репортеры им интересуются, он идет ва-банк:

Госдума? “В Думе делать абсолютно нечего. …Это тот же самый онанизм, только онанистов 450… Все равно мы мальчишки на пороге публичного дома, а сидеть и дрочить, рассуждая, как бы ты это сделал там, внутри, не по мне” (“Московский комсомолец”, 21 сентября 2002 г.). Ну так уйди. Сложи с себя депутатские полномочия. Ан нет. Тогда вообще никому не будешь интересен. При этом он не забывает прогнуться перед силой, то есть Президентом. Мол, Президент один делает политику, а все остальные – “дрочащие пацаны”. Правда, Путин при этом выглядит как “крутой” посетитель публичного дома, но ничего не поделаешь – Невзоров льстит в меру своих представлений о “крутости”.

А Родина? Патриотизм? Обязанности перед Отечеством? – спрашивают репортеры… “Ни малейшей, ни единой обязанности. Родина – вообще, я считаю, скотина. Долго играть в безответную любовь я не могу. Может, есть люди, которые в состоянии сидеть на лавочке и смотреть на любимую девушку, довольствуясь тем, что могут иногда подобрать презерватив, выброшенный из ее окна… Да, я не патриот. Я достаточно давно начал играть в эту игру и вправе устать от нее, вправе перестать себя уговаривать, что дерьмо пахнет благовониями”(“МК”, 21 сентября 2002 г.).

Будь Невзоров на месте Проханова (главным редактором, лидером НПСР) он, наверно, тоже говорил бы о России. Но в его положении это смешно, как депутат он не виден и не слышен. И тогда он Думу низводит до порога публичного дома, депутатов называет “онанистами”, а Родину – “скотиной”. Потому как обидели: “эти суки” орден не дали за войну в Чечне…

А Проханов, понятно, только о России: 

“Никогда не был ни черносотенцем, ни фашистом, ни террористом, ни антисемитом. Но я был бы готов принять фашистский режим, если бы при нем Родина была богатая и счастливая! А вот если для утверждения европейских демократических ценностей, свободы человека, красоты общения, любви всех ко всем нужно свести количество русских людей в России до 50 миллионов, – я против этого. Если для богатства и счастья Родины нужна революция, бойня, насилие, если для этого счастья нужна малость – провести под винтовками демократов и всех мучителей, – я за это, за это”.

Мне давно уже скучно анализировать подобные витийства. Но – надо! Обязательно надо. Потому что значительная часть людей это слушает, как музыку. Не вдаваясь в смысл – просто, как музыку. 

Итак, Проханов против того, чтобы “свести количество русских людей в России до 50 миллионов”. Но, простите, а кто это задумал, кто из серьезных политиков, государственных деятелей это сказал, кто это “сводит”? Да никто! Это такой ораторский прием. Верный, испытанный прием: кругом одни враги, но Проханов нас защитит!

Правда, хорошо бы при этом вспомнить тех, кто действительно “свел” в могилу десятки миллионов русских, стерев их в лагерную пыль. Это – прежние хозяева Проханова по газете “Правда”, его соратники по КПРФ и прочие наследники большевизма. Так не потому ли и кричит товарищ Проханов, чтобы за его криком никто не подумал и не вспомнил… Это тоже такой прием. 

Пойдем далее. Проханов “готов принять фашистский режим, если бы при нем Родина была богатая и счастливая”. Как он себе представляет этот “фашистский режим”? Восстают из праха, допустим, гитлеровцы, загоняют в концлагеря славян и прочих “недочеловеков”, и Россия становится “богатая и счастливая”? Или это не гитлеровцы, а какие-то другие, известные Проханову люди загоняют в концлагеря каких-то других, опять же известных ему “недочеловеков”, и Россия становится “богатая и счастливая”? Ведь как ни крути словеса, а “фашизм” и “концлагерь” неразделимы. Или товарищ Проханов под “фашизмом” подразумевает неизвестные кущи, где эсэсовец постригает пейсы еврею?..

И, наконец, третья фраза: “Если для богатства и счастья Родины нужна революция, бойня, насилие… – я за это, за это”.

Какое счастье, что не от Проханова зависит будущее! Революцию, бойню, насилие для народного счастья мы уже проходили с большевиками. А Проханов, как прилежный ученик, согласен на повторение. 

Вот что выходит, если проанализировать всего лишь три фразы Проханова! И ты правильно сделал, Виталий, что не стал что-то там сглаживать, пудрить, а выдал как есть, в диктофонной записи. Народ должен знать своих “радетелей”.

И еще один очень существенный момент. Я – частное лицо. Я могу позволить себе любое высказывание (в рамках закона, разумеется). А вот Невзоров – депутат, лицо государственное! И, значит, это он от лица законодательной власти называет Родину “скотиной”, лидеров двух крупных политических партий – “дрочащими пацанами”, а патриотизм сравнивает с “дерьмом”? 

Писатель Проханов – вольная птица. Но ведь в очерке он сам себя называет лидером НПСР, то есть политиком. Значит ли это, что его готовность принять фашизм есть общее мнение политических партий, входящих в НПСР, в том числе и коммунистов?

С другой стороны, политик, писатель и редактор Проханов не имеет никакого отношения к государству. На каком же основании он под названием своей газеты “Завтра” ставит гриф: “Газета государства Российского”? Значит, он сознательно обманывает простодушных граждан, внушает им, что его газета вещает от имени государства?

Беда нашей профессии в том, что люди определенных способностей часто не довольствуются тем, что отвела им природа, а идут на любой эпатаж ради привлечения внимания. Проханов и Невзоров – типичные эпатажники. Но – опасные эпатажники. Ведь одно дело – пройти голым по Арбату, привлекая внимание к своим картинам, и совсем другое – спекулировать на государственной, патриотической почве. 

Но за любым эпатажем – патриотическим или на уровне публичного дома – стоит “я”. 

У Невзорова это “я” наслаждается тем, что обливает дерьмом патриотизм (на ниве которого он и сделал карьеру, стал депутатом), саму Госдуму (где он, кстати, получает зарплату, имеет кабинет, машину и прочие блага за счет народа; видно, уверен, что на следующий срок в депутаты не пройдет, и теперь работает на Америку, которую некогда страстно обличал: тренирует лошадей для Голливуда). 

У Проханова это “я” ставится в масштаб России. Получается “я и Россия”.

Вот в эту ловушку ты и угодил, Виталий. 

“Мы были разными. Разными и остались. Мы, как и раньше, сидим на разных берегах. Но между нами – река по имени Россия. Его и моя. И оба мы любим эту реку. Наше разделение – в мозгах. Общее, нас объединяющее, – эта река. Была прежде нас и будет после. Важно, что с нами”.

Это уже не Проханов. Это ты, Виталий, от своего имени написал. И теперь надо анализировать твой текст. Во-первых, ты и не заметил, как изобразил человека, пусть и на словах готового принять фашизм, радетелем России. А во-вторых, ты и сам заговорил “о себе и России”. Причем в стиле Проханова, выспренне и претенциозно. Будь осторожен, друг, это заразительно!