Т. ПОТЕМКИНА. Какую новость выберет новое поколение?

Какую новость выберет новое поколение?


Татьяна ПОТЕМКИНА, главный специалист департамента информационной политики администрации Тюменской области


Добрую или злую? Позитив или негатив? И в конечном итоге, каким растет “племя младое” и, к сожалению, во многом незнакомое нам, старшим? Предвижу скепсис коллег: мол, еще одна моралистка выискалась. Тогда ответьте еще на один вопрос: “А не монстры ли мы сами?”

Не спешите с ответом. Посмотрите вначале всеми нами обожаемое и все больше монополизирующее наше сознание телевидение. Какой канал, неважно. 

Приглядитесь и увидите, что все они в самое что ни на есть “детское время” предлагают чудовищные по цинизму шоу. Хулиганистые ведущие. Провоцирующие друг друга и нас, зрителей, “герои” и “публика” в студии. Пошлейшая ругань и эпатаж “непродвинутых”, не приемлющих откровенную “обнаженку”, мат, вяло перекрываемый писком. И вся эта эфирная гнусность сопровождается соответствующей рекламой.

“Оттянись со вкусом!” “Бери от жизни все!” А игра на патриотизме и красивости души народа в пропаганде (иного слова не подобрать!) “Балтики” и “Клинского”, “Очаковского” и “Сибирской короны”? Впору некий сорт пива брать за основу национальной идеи! Откуда же взяться здоровому образу жизни?! Семья и школа бессильны перед телепотоком по-русски безграмотных, по сути безнравственных слоганов о том, что “все можно”, что “нет ничего запретного”. Молодым навязывается образ жизни, а редакции СМИ – эфирных и печатных – считают барыши от рекламодателей. Глас вопиющего в защиту морали, нравственности, действительно здорового образа жизни, проще говоря, в пользу всего истинно человеческого тонет в хоре воплей о “свободе”. Неважно чьей – слова или религии, волеизъявления или спиртовозлияния. 

Сами развращаем детей, а потом удивляемся: “Откуда отморозки?” От нас, любимых! А не менее любимые наши дочки и сыночки продолжают оттягиваться. Пивом хваленым. Сигаретами красивыми. С молоком матери впитывая не библейские – рекламные ценности.

“Телевидение для меня как наркотик!” – признается маститый телеведущий. А печатные маститые пишут: “Мне это в кайф”, “Меня от этого ломает”. И “это” совсем не то, о чем вы подумали, вспоминая о передаче “Про это”. “Этим” может быть и работа, и досуг, и еще масса всего, о чем, собственно, речь в общем контексте газетной или журнальной публикации. И попробуй сделать замечание автору о скудости языка! Не оправдания, но обвинения посыплются: “Молодежь так не говорит. У молодых нынче свой язык. Ты отстал от времени”. Это самые мягкие варианты ответов. Признайтесь, коллеги, мало кого из нас уже удивляют слова, заглушаемые в эфире стыдливым писком. 

Не потому ли так скудны плоды на ниве противостояния нашествию наркомании, если даже в кроссвордах требуется угадать то “вид легкого наркотика”, то фамилию певца, умершего от передозировки? Вместо ухода от сленга и интереса наркоманов СМИ ненавязчиво, если не сказать услужливую, внедряют в массы “наркокультуру”. 

Такие неутешительные выводы побудили наш департамент попытаться объединить усилия журналистов телевидения, радио и газет, помочь редакциям быстрее преодолеть увлечение жареными фактами, исповедями наркоманов, статистикой передозировок и прочих “прелестей” угарного времяпровождения. Спору нет, нужны в СМИ откровения вернувшихся к нормальной жизни молодых людей. Не обойтись без печального учета – объективного отражения невеселой действительности. Мы же решили упорядочить форму и способы подачи подчас эмоциональной и противоречивой информации, направить ее в единое русло совместных действий юристов, медиков, педагогов, органов власти и местного самоуправления. 

А для этого, посчитали, необходимо дать специальные знания журналистам, пишущим статьи и делающим передачи против наркомании. Согласитесь, что трудно работать, не имея перед собой четко сформулированных целей и задач. Поэтому наш департамент разработал и принял “Концепцию информационного сопровождения программ и мероприятий администрации Тюменской области по профилактике и борьбе с наркоманией”. 

Надо сказать, в структуре областной администрации вот уже два года работает комитет по профилактике и борьбе с наркоманией. Поначалу журналисты относились к нему весьма скептически. Но отношение изменилось после того, как губернатор области Сергей Собянин оказал всестороннюю, в том числе и финансовую, поддержку новой управленческой единице. На программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту” выделил в 2001 году 77 миллионов рублей, а в 2002 году – 93 миллиона.

Народ в комитете подобрался молодой, энергичный, открытый для прессы. На все свои мероприятия и акции журналистов приглашает в первую очередь. Не случайно одна из радиостанций сочувственно изобразила руководителя комитета в образе добра молодца, в окружении репортеров сражающегося с гидрой нашего времени. Удар меча – и голова страшилища летит на землю. Еще удар – вторая голова долой. Но у гидры отрастают новые. С этой картинки началось осознание журналистами собственной роли: нечего глазеть на бой со стороны, надо помогать добру молодцу! Возросшее доверие превратило наблюдателей в союзников.

Прошлой весной провели двухдневный семинар для представителей электронных и печатных СМИ Тюмени с участием журналистов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Пригласили гостей из Москвы, из издательского дома “НаркоНЕТ” и клуба “Экология общественного сознания”. Один из них сказал, в частности: “Наркотики – одно из явных и наиболее отвратительных зол. И борьба с ними должна создавать модель того, как вообще направить человека к хорошему!” Перед собравшимися выступили психологи, наркологи, другие специалисты. Профессор Евгений Доценко провел мастер-класс “Создание материалов с заданной смысловой направленностью”. Два дня были не просто информационно насыщенными, но и чрезвычайно полезными для всех участников семинара. Ведь журналисту видится одно, практикующему врачу — другое, а психолог расширяет понимание проблемы дополнительными, специальными знаниями. У каждого есть свой выстраданный опыт. Поделиться им мы смогли на “круглом столе”, прошедшем в рамках совместной учебы. Все выступившие на нем предложили, чтобы “круглый стол” “Журналистика против наркомании” работал на постоянной основе. Так наша концепция пополнилась еще одной идеей, не воспользоваться которой просто грех.

Следующее заседание “круглого стола” называлось “С чистого листа” и тоже прошло очень интересно. Одна из обсуждавшихся тем звучала так: “Пишем о наркомании, подразумеваем?..” Но главной темой была проблема ответственности журналиста при подготовке материалов, направленных против наркомании. Почему, к примеру, иногда статьи против наркотиков больше напоминают их рекламу? Что делать, когда интересы отдельной редакции не совпадают с устремлениями общества? Ответы на вопросы мы попытались дать на мастер-классе “Креативные методы продвижения в региональных СМИ идеи здорового образа жизни”. И получили самый главный и, без сомнения, наиболее отрадный вывод: мы нашли в журналистской среде “братьев по разуму”, разрабатывающих позитивное направление информации. Они считают, что время откровенной “чернухи”, негатива проходит. Это не мода, нужно больше рассказывать о светлых сторонах жизни. Например, о молодых людях, увлеченных наукой, изобретательством, спортом, о людях, умеющих организовать свой и чужой досуг. 

В этой связи не открою ничего нового, утверждая, что региональные средства массовой информации несут гораздо больше позитива, нежели центральные. Ну, не тянут на пример для подражания поедающие друг друга “слабые звенья” и “последние герои”.

Жизнь идет. И не такая уж она плохая. Крестьяне вырастили небывалый урожай. В сельские школы приходят компьютеры. Пенсионеры не бьются в истерике в очередях за пособиями. Творческие коллективы становятся лауреатами международных конкурсов, а наши ребята завоевывают для России спортивные медали. Региональные СМИ не проходят мимо таких событий. Но все меняется, когда включаешь общероссийские новости, читаешь московские газеты. В них – сплошь взрывы и крушения, экологические катастрофы и боевые действия. Складывается впечатление, что никто не сеет, не стоит у станка, не добывает нефть и газ. Абсолютно согласна с Инной Руденко из “Комсомольской правды”, заявившей о “животной любви к отеческим гробам” на заседании “круглого стола” “Специфика освещения российскими СМИ кризисных ситуаций. Пропаганда паники”. Нагнетание ужастиков и кошмаров никак не способствует оздоровлению общества. Нравственному и физическому, имею в виду освобождение от пагубной страсти к одурманивающим веществам. В таких условиях чрезвычайно сложно что-либо изменить в отдельно взятом регионе! 

Тем не менее мы пытаемся переломить ситуацию. Очередное заседание нашего “круглого стола” против наркомании прошло с участием руководителей и работников правоохранительных органов. Журналисты получили редкую возможность откровенно обменяться мнениями с “силовиками” из ГУВД и УФСБ. В результате выработана схема дальнейших совместных действий по обсужденной проблематике.

Мы же, организаторы “круглого стола”, порадовались тому, что журналисты почувствовали “плечо друга”, общность взглядов, единство подходов в освещении темы. Не случайно на наш вопрос “Чувствуете ли вы себя участником пула против наркотиков?” многие ответили утвердительно. А вот вопрос “Что это означает для вас лично?” породил массу разных ответов. Значит, нашему “круглому столу” работать и работать: тем для обсуждения предложено достаточно. 

На очередном своем мастер-классе доктор психологических наук Евгений Доценко огорошил всех заявлением, что только “через пять лет начнут давать плоды те идеи, которые вы сегодня вкладываете в свои передачи и статьи”. Но меня лично поразила реакция коллег. Никого не резанула отдаленная перспектива реализации результатов их труда. Важнее оказалось другое: мы в силах повлиять на общественное мнение, и мы стараемся это делать!

Еще одно заседание “круглого стола” самым непосредственным образом отвечало новому и постоянному теперь его названию “С чистого листа”, поскольку было посвящено работе подростковых клубов. А их только в областном центре 38. Деятельность молодежных клубов – это и есть профилактика наркомании. Не выдуманная, но реальная. На следующее заседание “круглого стола” приглашаем коллег из редакций районных газет. Так что пул наш расширяется. Организатор акции в Калининграде по профилактике наркомании “Даже не пробуй!” популярный певец Олег Газманов призвал журналистов: “Давайте делать хорошие новости!” На местах, в Калининграде, Тюмени мы стараемся работать на позитив. Но невольно повторяюсь: душевное здоровье нации зависит от того, как пишет и вещает Москва. Пока столичные СМИ будут стоять особняком, реальные события уже формируют “новое поколение”. И что оно выберет? Не получилось бы, как в грустном анекдоте: “Хорошие парни всегда побеждают плохих парней за исключением историй из девятичасовых новостей”.

г. Тюмень.


Справка об авторе. Татьяна Николаевна Потемкина в журналистику пришла корреспондентом многотиражки, затем была редактором многотиражной газеты. Следующий этап – работа в областной газете “Тюменская правда”, которой отдано более десяти лет. Чиновничий стаж небольшой – меньше двух лет. Но по-прежнему – пишущий журналист.

О проблеме наркомании Т.Н. Потемкина пишет давно, еще когда эта тема не была “горячей” и “острой”. Вплотную работает с наркологами, психологами. Брала интервью у наркоманов, участвовала в рейдах вместе с сотрудниками управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков…

Т.Н. Потемкина печатается в областных СМИ, в московских изданиях “Версия”, “Новая газета”, журнале “НаркоНЕТ”. В ноябре прошлого года Татьяна Николаевна стала победителем областного конкурса “Будущее нации – будущее России” за серию материалов по профилактике и борьбе с наркоманией.