Три источника и три составные части разнообразия
Так же как в современном городе соседствуют разные архитектурные стили, в современном городе присутствует разнообразие среды обитания. Между жителями сохраняются культурные, экономические различия, более того, несмотря на все усилия индустриальной эпохи, практически нигде не удалось обеспечить полное единообразие «услуги жизни» в городской среде – сохраняется разделение на «центры» и «окраины», невозможно обеспечить тотальное равенство доступа к общественным пространствам и т.п. Соответственно, эти источники обеспечивают «питанием» всю экосистему городских медиа-коммуникаций – от спроса на разное содержание и форму, до различий в природе и способах распространения, и до дифференциации реакции на коммуникацию.
,
,
Основным источником разнообразия городской жизни является, собственно, сам человек – создатель, житель, потребитель и источник витальности современного города (он питает его не только плодами своего труда, но и само-коммуникацией, поведением, стилем и образом жизни). Вторым источником разнообразия является география городской среды и созданные человеком способы соединения разрозненных географический локалей в единое целое – будь то нематериальные законы, постановления, правила, или материальные – транспортная система, структура улиц и зонирование. Разные части города имеют не только разное расположение (по вертикали – одни расположены на возвышенности, другие в низинах, по горизонтали – одни, например, ближе к реке или морю, другие – дальше), но и разную «местную историю», которая может быть как и настоящей историей, так и местными легендами и локальными предубеждениями (разного рода «плохие/проклятые места», например). Третий источник городского разнообразия –неизбежная поливариантность возникающих человеческих сообществ и результатов их существования. Даже в тоталитарных государствах не пытались принципиально изменить этот источник, берущий свое основание в средневековье (а, возможно, и раньше). Европейские города делились на гильдии ремесленников, русские прирастали профессиональными, культурными или военными посадами или слободами (так, Лефортово было «поселением иностранцев», а Кузнечная слобода – поселением мастеров по металлу и т.п.). Со временем исходная идентичность таких внутригородских территориальных образований стиралась – но оставалась, передаваемая через состав сообществ местных жителей «отличность» местной среды от остального города. Чем ближе мы подходим к современности, тем менее заметны эти исторически предопределенные различия – все-таки «машина для жизни» перерабатывает местную идентичность в единую «городскую»; однако естественным свойством человека является объединение для решения совместных задач. Мало того, что поливариантности помогают существующие модели местного самоуправления, ее также всячески поддерживает обще-демократическая модель, у нее есть опоры и в локальной экономике, и локальной культуре.
Три составные части разнообразия, естественно возникающие – или искусственно организуемые градостроителями – в урбанизированной среде также крайне важны для понимания взаимоотношений медиа и жителями.
,
,
Диалектически, если основным источником разнообразия является Человек (в нашем случае – горожанин), то он же является главной составной частью разнообразия, репрезентируя ее через индивидуальные, групповые, классовые, локальные различия. Современный медиа-город не может не знать и не чувствовать, что буквально каждый его житель отличается от всех остальных. Здоровая, развивающаяся городская среда обязана учитывать разнообразие культурной, поведенческой, внешней и внутренней репрезентации – одновременно поддерживая и единую, общегородскую и национальную идентичность, и стремление людей отличаться друг от друга. Равно и медиа-коммуникации в такой среде не могут не учитывать различия в языках, культурах, бытовых практиках, религиозных обычаях. Рациональная городская власть должна поддерживать и развивать баланс между необходимостью «унификации» своего гражданина (который и источник этой власти, и потребитель ее услуг, и сторонник, и критик) и естественной в современном мире инклюзивностью, готовностью на любом уровне коммуникаций поддержать особенности (возможно, с некоторыми ограничениями, которые могут быть связаны с общественной моралью или законодательным регулированием).
,
,
Второй составной частью медиа-разнообразия города является совокупность изменчивых ландшафтов, физических и виртуальных, в которых протекает жизнь. Разница между локальностью (которую я выделяю как источник разнообразия) и ландшафтом состоит в том, что локальность если и подвержена переменам, то медленным и затратным, а ландшафт – в его не географическом, а социальном понимании, есть гибкая, меняющаяся, текучая репрезентация разнообразия. Для изменения такого «ландшафта» может быть достаточно дополнительного освещения улиц, или появления местной социальной инициативы, или возникновения сугубо временного феномена – вроде ловли виртуальных покемонов на Китай-городе. Ландшафты города могут возникать с открытием модного ресторана и исчезать с перестройкой транспортных потоков (иногда даже против воли горожан).
,
,
Наконец, третьей составной частью можно считать непрерывно меняющуюся экономику современного города, представляющую разнообразие занятий его жителей. Рост или спад, появление новых видов деятельности, угасание той или иной активности, мода, удовлетворение потребностей – все это определенным образом сказывается на репрезентации разнообразия и самого города, и его медиа-среды. Дело не только в меняющихся вывесках, ротации рекламы, смене приоритетов профессионального развития или коррекции поведенческих моделей горожан, но и в том, что экономика опосредованно (а иногда и прямо) оплачивает средства коммуникации, которые, в свою очередь, меняют население.
Как следует из сказанного (почти по Марксу-Ленину) – среда, как и ее обитатели должны иметь возможно «сообщить» о своих особенностях другим участникам городской жизни. От визуального стиля (хоть цвета крыш) до текстового и языкового стиля (надписи и вывески) до коммуникации запахов и звуков – все это естественные медиа-свойства современного города, «зашитые» в его природу тем социальным, политическим и технологическим прогрессом, который начался после Второй Мировой Войны и продолжается и сегодня. Подлинно современные города одновременно историчны (связаны с многими эпохами своего роста и развития), инклюзивны, демократичны и разнообразны – и именно этим, естественно возникшим и поддержанным свойством привлекают своих жителей, туристов, мигрантов и исследователей. Они не подавляют различия, но поддерживают их – справляясь одновременно со стилевыми центробежными тенденциями, перегибами на местах и, наоборот, природой «машины для жизни» к унификации. Поддержание этих балансов было бы невозможно без эффективной организации – которую, в современности, реализует избранная и демократически правящая городская власть.
Ключевой вещатель
Несмотря на столетние попытки демократизации, масс-медиа – остаются разговором с толпой из единого центра, вещательный способ коммуникации. Этот типа медиа, какими бы возможностями обратной связи они ни обладали, продолжают опираться на свое ключевое свойство: возможность быстро, одновременно и в одинаковой форме сообщить почти неограниченному числу людей определенную информацию. И этим ключевым «вещателем» в городе выступает городская власть, которая, с одной стороны, формирует повестку дня, с другой – устанавливает правила ее обсуждения.
,
,
Постиндустриальные города получили в наследство не только отдельные «острова» античной, средневековой культуры (которые могут быть украшением или особенностью, которую город будет холить и лелеять). Гораздо большие проблемы представляют из себя рудименты индустриального прошлого городов – районы промышленной застройки, или связанные с ними территории массовой, дешевой, социально неразвитой жилой застройки – барачного типа, например. Если смотреть на это наследство с точки зрения «главного коммуникатора» – избранной городской власти, то становится ясным, что решение исторически возникших проблем городов становится сложной конструкций, в которой медиа-коммуникации играют очень существенную роль, иногда большую, чем финансы и организация работ.
Продолжение следует…
Публикуется с разрешения автора,