Начало войны: как редакции отработали 22 июня

ЖУРНАЛИСТ продолжает следить за тем, как СМИ работают с ежегодными «нетленными» поводами. Несмотря на то, что в 2017 годовщина начала войны не круглая дата, федеральные издания публиковали на только новости о мероприятиях, но и отдельные проекты.

Всего было замечено две идеи, которые воплощали журналисты – воссоздание хронологии дня и публикация новых исторических данных.

Воссоздание хронологии

Проект «День, когда началась война» газеты «Коммерсант» – очередной успех мультимедийного продюсера Артема Галустяна. Открывается он звуком сирены, и на всем протяжении повествования звук оказывается сильное воздействие на читателя – мы слышим музыку тех лет, голоса, воспоминания, радионовости, заявления военачальников. Реконструкция начинается с 9 часов вечера 21 июня с задержания немецкого ефрейтора, переплывавшего Буг, и заканчивается полночью с 22 на 23 июня фронтовой сводкой о том, что немецкое наступление остановлено и Красная армия перешла в контрнаступление.

Инфографика от редакции «Аргументов и фактов» начинает таймлайн еще раньше – в 13.30 21 июня, когда германские войска получают кодовый сигнал о начале вторжения, но заканчивается той же фронтовой сводкой. Помимо таймлайна в инфографике есть карта городов, которые подверглись нападению в этот день, и цитаты военачальников обеих сторон.

Хронология «Первого дня войны» восстановлена и в фотопроекте редакции «Известий» – полноэкранные изображения сопровождаются короткими надписями. Заканчивается галерея информацией о том, что война продлится еще 1417 дней.

Последний мирный день, 21 июня 1941 года, пришелся на субботу. В Москве было не жарко — средняя температура в эти дни колебалась в районе 16–20 градусов. Но в парках вечером танцевали пары, дети отправлялись на каникулы. 20 июня по всей стране начался прием в вузы.

Новые исторические данные

Невозможно не упомянуть «проект» Министерства обороны, хотя оно не является СМИ, но продукт получился действительно медийным. «Так начиналась война»  – это документы из рассекреченных фондов Центрального архива Минобороны, которые состоят из ответов командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий на пять ключевых вопросов, подготовленных Военно-историческим управлением Генштаба Советской армии.

Воспоминания очевидцев и непосредственных участников первых дней войны, безусловно, не лишены субъективности, тем не менее их рассказы – это доказательство того, что советское правительство и высшее командование реально оценивая обстановку периода 1940-1941 годов, чувствовали неполную готовность страны и армии к отражению нападения со стороны фашистской Германии – противника сильного и хорошо вооруженного за счет ограбления стран Западной Европы, с двухлетним опытом ведения боевых действий.

Редакция ТАСС сделала историю о детях, которым пришлось совершать трудовой подвиг, пока взрослые воевали. «Детство у станка: как война делала из уральских подростков стахановцев» – это истории двух девочек, которые работали на оружейных станках Невьяновского завода.

92 вагона — это дополнительные 184 тыс. снарядов, которые ушли на фронт благодаря изобретению невьянской девчонки. Об этом писали многие газеты, например заводская “Стахановская вахта”: “Зоя Мухина (девичья фамилия. — Прим. ТАСС) на операции “планировка дна изделия “Ф-7″ установила рекорд, дав в смену 385% нормы”.

Редакция «Известий» тоже собрала воспоминания детей, которые впоследствии стали известными людьми, о начале войны. Также журналисты собрали публикации разных лет 22 июня.

«Парламентская газета» посмотрела, что читают о войне дети разных стран в исторических учебниках. В проекте «Этот день в учебниках истории» собраны 9 фрагментов с выходными данными книг – от СССР и Германии до Болгарии.

«С нападением немцев на Советский Союз в начале лета 1941 года началась новая фаза войны. Открылся широчайший фронт на востоке Европы. Великобритания больше не была вынуждена сражаться в одиночку.»

(Giardina, G.Sabbatucci, V. Vidotto, Manuale di Storia. L’eta`contemporanea. Учебник истории для выпускного 5 класса средней школы. Bari, Laterza. Учебник для 11-го класса средней школы «Наша новая история», изд-во «Дар Аун», 2008 г.)

 

Фото: kommersant.ru