Эксперты из компании Trend Micro опубликовали исследование «Машина фейковых новостей», посвящённое созданию и распространению ложных новостей. В исследовании анализируются три составляющие появления и распространения фейковых новостей: сервисы, позволяющие их генерировать, распространение в социальных сетях, а также мотивация распространителей.
По мнению авторов исследования, главная причина популярности фейковых новостей — лёгкость их производства. Авторы приводят в качестве примера китайский ресурс Xiezuobang, где за $15 предлагается интернет-раскрутка любого текста объемом от 500 до 800 слов, а объемом 1–1,5 тыс. слов — за $30. «О какой-либо проверке достоверности такого текста речи не идет», отмечают исследователи.
Аналогичные сервисы для раскрутки есть и в русскоязычном сегменте интернета. Так, например, SMOFast или Jet-s позволяют накручивать голоса на площадках для онлайн-петиций: за 10 тысяч голосов, по словам исследователей, придётся выложить 60 тысяч рублей.
Кроме того, отмечают авторы исследования, за небольшую сумму можно создать себе целую армию поклонников в социальных сетях. Так, например, в китайских соцсетях 300 тысяч фолловеров обойдутся в $2,6. Подобная практика существует уже не первый год: в 2014 году, например, Джастин Бибер лишился около трёх с половиной миллионов подписчиков в Instagram, когда администрация сервиса решила избавиться от фейковых аккаунтов.
С другой стороны, подчёркивают авторы, в популярности фейковых новостей виновата и низкая критичность интернет-пользователей по отношению к новостям, которые они привыкли получать из своего новостного потока, не заботясь о проверке источников. Как выяснили специалисты, ресурсы, где любой может опулбиковать новость, не удостоверившись в её подлинности, очень популярны среди пропагандистов, чья основная цель — управление общественным мнением.
Эксперты также отмечают, что у многих крупных интернет-компаний уже разработаны стратегии для борьбы с распространением фейковых новостей (например, Twitter и Facebook блокируют фейковые и дублирующие аккаунты, которые занимаются репостом новостей). Однако и самим пользователям исследователи рекомендуют проверять информацию, размещённую в интернете, и относиться критически к новостям, опубликованным в непроверенных источниках.
Источник: Trend Micro Фото: Enterprise Times