В приемной комиссии журфака МГУ приняли 1235 заявлений, сообщает ТАСС. Все абитуриенты претендуют на 196 бюджетных мест. Получается, что конкурс составит примерно 6 человек на место.
Факультет журналистики СПбГУ получил всего 1060 заявлений, но конкурс большой — 26 человек на место. ЖУРНАЛИСТ пришел в приемную комиссию Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций и спросил, почему профессия так популярна:
Абитуриентов привлекает возможность комментировать и освещать события страны и мира. Поступать приходят те, кто хочет узнавать новое и любит общаться. Молодым людям нравится, что журналисты разбираются в общественных проблемах. Журналистика — творческая специальность, что и объясняет популярность профессии у поступающих.
Однако Анатолия Ходоровского, преподавателя кафедры теории и экономики СМИ МГУ, такое внимание не порадовало. По его мнению, высокий конкурс не означает хорошие показатели:
Эх, если бы количество переросло в качество. Проверю на личном опыте через 2 года, когда кто-то из них придет на профмодуль “деловая журналистика”. Пока количество в качество переходит крайне редко, да и вообще год на год не похож.
В 2016 году преподаватели журфака МГУ остались недовольны подготовкой абитуриентов. Например, Анастасия Николаева, доцент кафедры стилистики русского языка, рассказала, как молодые люди знают русский язык.
Андрей Лапшин, шеф-редактор сайта Harvard Business Review — Россия, спросил своих подписчиков в Facebook:
…что случилось, братцы, кто сказал девчонкам, что журналистика — это модная и востребованная профессия?
В комментариях к посту — дискуссия. Виктор Саксон, редакционный директор Rambler&Co, спросил:
Может, перепутали чего?
Лапшин ответил:
Как минимум это: “Сегодня специалисты, которые способны написать текст для публичной коммуникации, крайне востребованы”. А вот цифры похожи на правду. Более того, статистика по прошлым годам говорит о том, что заявления уже пять лет подает около 1000 человек. Видимо, это как-то связано с тем, что с результатами ЕГЭ подаваться можно в несколько вузов.
Медиатренер Оксана Силантьева в комментарии к публикации издания «Мел» иначе объяснила популярность журналистского образования:
Просто журфак ассоциируется с вообще любой коммуникационной специальностью. Это и пиар, и контент-маркетинг с инфобизнесом, и видеоблоги с подкастами… И люди не представляют, куда идти учиться, если нравятся медиа. Автоматом в мозгу срабатывает журфак. Там же учат писать и снимать. А журналистами как становился небольшой процент выпускников, так он и остается. Мало у нас медиашкол других. Вот и шкалит конкурс.
Для тех, кто все-таки выбрал профессию журналиста: читайте статью издания Zima о том, как обучают специалистов в Лондоне. Рассказывают студенты LSE и City University. Немногое из статьи:
• Специальность Media and Communications в Лондонской школе экономики (LSE) — это «теоретическая журналистика». Обязательные предметы: теория СМИ, исследовательские методы и статистика. Другие модули можно выбрать самому, составить собственную программу и расписание.
• На занятия уходит около восьми часов в неделю, остальное время отводится для самостоятельной работы. Студенты много времени проводят в библиотеке.
• Теоретические модули факультета журналистики в City University: история журналистики и британских СМИ, Humanitarian Journalism («Журналистика и гуманитарная помощь»), журналистика в сфере моды, Power Without Responsibility («Власть без ответственности»).
• Существует менторская программа, куда сложно попасть. Тем, кто прошел отбор, дается наставник — человек с большим опытом работы в журналистике. В течение 6 месяцев наставник дает практические советы для начала карьеры и помогает создать правильное резюме. Если отношения складываются хорошо, наставник может связать своего подопечного с нужными людьми и даже порекомендовать его на работу.
Автор: Анна Макарова,