В скором будущем технологии могут одержать полную победу над всем остальным, включая здравый смысл, практическую деятельность и истину. По крайней мере, к такому выводу пришли участники экспертной дискуссии клуба «Валдай» и АО «РВК», которая прошла 28 июня в Москве.
,
,
2035 год — такой горизонт выбрали для обсуждения участники дискуссии. К этому времени должно появиться новое поколение интернета, так называемый Web 4.0, который будет иметь нейроморфный характер (то есть походить на человеческий мозг).
Но что же станет с медиа? Вот четыре основные проблемы, которые обсудили участники дискуссии.
,
,
Замена журналистов роботами
Насколько вообще будут востребованы люди в медиа спустя, скажем, 10 лет? Сегодня существует два типа медиа: классические, которые создаются непосредственно человеком, и роботизированные, на основе искусственного интеллекта. И вторые вряд ли заменит первые, считают участники дискуссии.
,
,
Илья Кирия, заместитель декана Факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, уверен:
Медиа — это всегда творческий труд.
По его мнению, медиа ждет более сложное будущее, нежели простая замена человеческих СМИ на роботизированные. Нейронет (тот самый Web 4.0) несет угрозу медиа в целом. Он стирает промежуточные звенья в цепочке коммуникации из символических форм, органов чувств и интерпретаций, которую на данный момент создают медиа. Предполагается, что новое поколение сети будет напрямую передавать информацию в мозг человека.
Однако Кирия также высказал мысль о том, что полного вытеснения не произойдет: нейросети попросту не смогут заменить все коммуникационные потребности человека (в первую очередь, аффективные — связанные с эмоциональными процессами).
,
,
Распределение доходов
Константин Карчмарски, советник департамента проектной и инновационной деятельности, Университет ИТМО, считает, что медиаиндустрия на данном этапе развития — это чисто финансовый бизнес, без намека на творчество:
,
,
Канал коммуникации забивается деньгами, и потребитель лишается выбора. При этом часто опускается вопрос о дифференцированности аудитории и ее потребностях.
Главная проблема в этой ситуации — несправедливое распределение доходов от контента. Новая индустрия телекоммуникационных технологий частично решает эту проблему. Например, компания media.net специализируется на глобальных рекламных технологиях и борется при этом не с медиаменеджерами на локальном уровне, а с такими монополистами, как Google, Amazon и другими.
,
,
Слишком простой доступ к инструментам публикации
Дмитрий Степанов, директор по маркетингу «Яндекса», убежден:
,
,
Раньше для того, чтобы получить доступ к рынку производства информации, необходимо было закончить университет, доказать свою профпригодность, утвердить авторитет. Сейчас путь значительно упростился, и в этом есть как плюсы, так и минусы.
Плюсы, которые он выделил:
• У потребителя появилась быстрая и простая возможность самовыражения, ведь «труба» (канал коммуникации с аудиторией) находится на расстоянии вытянутой руки;
• Появились «черные коробки» (алгоритмы соцсетей и гадежеты), которые сами находят нужную аудиторию для вашего контента.
К минусам Степанов отнес:
• Недостоверность некоторой публикуемой информации;
• Все системы дистрибуции контента используют, как правило, одну метрику — вероятность возвращения пользователя к ресурсу при показе того или иного материала;
• Машина не анализирует стратегические метрики.
,
,
Потеря монополии на создание и дистрибуцию контента
Сергей Паранько, директор по медийной экосистеме ВКонтакте, констатирует:
,
,
Медиа потеряли монополию на создание и дистрибуцию контента. Выиграли соцсети и мессенджеры.
Это происходит из-за смены модели потребления: день человека начинается со смартфона, точкой входа в информационное пространство является Telegram, Вконтакте и другие коммуникационные инструменты. Потребление контента переключается с десктопа на мобильные платформы.
Это сильный удар по медиа, которые по своей природе очень медленно адаптируются к быстрому изменению форматов потребления, считает Паранько. Возникает много суеты и попыток ухватить стремительно меняющуюся реальность.
При этом Паранько выделил два качества медиа останутся неизменными и в 2035 году:
1 Задачи — найти и рассказать историю;
2 Оригинальность. Все точно не станет одинаковым однотипным. Потому что среди читателей всегда будут те, кто хочет читать длинные посты, рассматривать инфографику и составлять картину мира.
Скрестим пальцы.
Видео с заседания доступно только по ссылке.
,