Будущее рядом: что ждет медиа к 2035 году

В скором будущем технологии могут одержать полную победу над всем остальным, включая здравый смысл, практическую деятельность и истину. По крайней мере, к такому выводу пришли участники экспертной дискуссии клуба «Валдай» и АО «РВК», которая прошла 28 июня в Москве.

,

,

2035 год — такой горизонт выбрали для обсуждения участники дискуссии. К этому времени должно появиться новое поколение интернета, так называемый Web 4.0, который будет иметь нейроморфный характер (то есть походить на человеческий мозг).

Но что же станет с медиа? Вот четыре основные проблемы, которые обсудили участники дискуссии.

 

,

,

Замена журналистов роботами

Насколько вообще будут востребованы люди в медиа спустя, скажем, 10 лет? Сегодня существует два типа медиа: классические, которые создаются непосредственно человеком, и роботизированные, на основе искусственного интеллекта. И вторые вряд ли заменит первые, считают участники дискуссии.

,

,

Илья Кирия, заместитель декана Факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, уверен:

Медиа — это всегда творческий труд.

По его мнению, медиа ждет более сложное будущее, нежели простая замена человеческих СМИ на роботизированные. Нейронет (тот самый Web 4.0) несет угрозу медиа в целом. Он стирает промежуточные звенья в цепочке коммуникации из символических форм, органов чувств и интерпретаций, которую на данный момент создают медиа. Предполагается, что новое поколение сети будет напрямую передавать информацию в мозг человека.

Однако Кирия также высказал мысль о том, что полного вытеснения не произойдет: нейросети попросту не смогут заменить все коммуникационные потребности человека (в первую очередь, аффективные — связанные с эмоциональными процессами).

 

,

,

Распределение доходов

Константин Карчмарски, советник департамента проектной и инновационной деятельности, Университет ИТМО, считает, что медиаиндустрия на данном этапе развития — это чисто финансовый бизнес, без намека на творчество:

,

,

Канал коммуникации забивается деньгами, и потребитель лишается выбора. При этом часто опускается вопрос о дифференцированности аудитории и ее потребностях.

Главная проблема в этой ситуации — несправедливое распределение доходов от контента. Новая индустрия телекоммуникационных технологий частично решает эту проблему. Например, компания media.net специализируется на глобальных рекламных технологиях и борется при этом не с медиаменеджерами на локальном уровне, а с такими монополистами, как Google, Amazon и другими.

 

,

,

Слишком простой доступ к инструментам публикации

Дмитрий Степанов, директор по маркетингу «Яндекса», убежден:

 

,

,

Раньше для того, чтобы получить доступ к рынку производства информации, необходимо было закончить университет, доказать свою профпригодность, утвердить авторитет. Сейчас путь значительно упростился, и в этом есть как плюсы, так и минусы.

Плюсы, которые он выделил:

   У потребителя появилась быстрая и простая возможность самовыражения, ведь «труба» (канал коммуникации с аудиторией) находится на расстоянии вытянутой руки;

•   Появились «черные коробки» (алгоритмы соцсетей и гадежеты), которые сами находят нужную аудиторию для вашего контента.

К минусам Степанов отнес:

•   Недостоверность некоторой публикуемой информации;

•   Все системы дистрибуции контента используют, как правило, одну метрику — вероятность возвращения пользователя к ресурсу при показе того или иного материала;

•   Машина не анализирует стратегические метрики.

 

,

,

Потеря монополии на создание и дистрибуцию контента

Сергей Паранько, директор по медийной экосистеме ВКонтакте, констатирует:

,

,

Медиа потеряли монополию на создание и дистрибуцию контента. Выиграли соцсети и мессенджеры.

Это происходит из-за смены модели потребления: день человека начинается со смартфона, точкой входа в информационное пространство является Telegram, Вконтакте и другие коммуникационные инструменты. Потребление контента переключается с десктопа на мобильные платформы.

Это сильный удар по медиа, которые по своей природе очень медленно адаптируются к быстрому изменению форматов потребления, считает Паранько. Возникает много суеты и попыток ухватить стремительно меняющуюся реальность.

При этом Паранько выделил два качества медиа останутся неизменными и в 2035 году:

1   Задачи — найти и рассказать историю;

2   Оригинальность. Все точно не станет одинаковым однотипным. Потому что среди читателей всегда будут те, кто хочет читать длинные посты, рассматривать инфографику и составлять картину мира.

Скрестим пальцы.

Видео с заседания доступно только по ссылке.

,

Фото: shutterstock.com, ru.valdaiclub.com, it-eburg.com