В России стали чаще нападать на журналистов и правозащитников

«Фонд Бориса Немцова за свободу» в июле представил отчет о нарушении политических свобод в России. Эксперты подсчитали количество законодательных инициатив, ограничивающих гражданские права. Автор исследования Дженни Курпен рассказала об ущемлении свободы собраний, свободы слова и свободы вероисповедания в России. 

Курпен анализировала политические преследования с 2012 года, поскольку тогда президент вступил на третий срок, что «оказалось поворотным моментом в истории взаимоотношений государства и общества в России». Следующим этапом, по мнению автора, стали 2014-2015 годы, когда основной повесткой стал военный конфликт в Украине и присоединение Крыма. Весной 2017 года усилилась репрессивная активность, особенно тревожно воспринимается «закон Яровой». Также эксперт вспомнила о выборах 2018 года.

В отчете сказано, что давление на гражданское общество училилось из-за активных протестов, например, акций лидера Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального 26 марта и 12 июня. Разные формы акций проводятся по всей России: протесты дальнобойщиков против системы «Платон», пикеты, митинги и голодовки обманутых дольщиков, заемщиков и ипотечников, акции протеста против реновации в Москве. Автор отмечают, что в целом власти игнорируют недовольства.

Эксперты уверены, что законы, которые принимают в Госдуме, все больше ограничивают гражданские права:

Поправки, внесенные в действующее законодательство, можно структурировать таким образом: расширение полномочий правоохранительных органов, усиление регулирования религиозной деятельности, новые требования к операторам связи и интернет-ресурсам, новые требования к перевозчикам и операторам почтовой связи. В числе изменений — повышение сроков наказания по ряду статей УК, введение дополнительных оснований для запрета на въезд и выезд.

Появились первые осужденные по противоречивым законодательным инициативам. По статье о недоносительстве (ст. 205 ч. 6 УК «Несообщение о преступлении террористической направленности») житель Астрахани Улукбек Гафуров приговорен к штрафу в 70 тысяч рублей за то, что не сообщил о знакомом, проходившем подготовку в лагере боевиков и принимавшем участие в военных действиях на стороне террористов.

Дженни Курпен указывает на рост числа политических уголовных дел в 2017 году. Помимо административных дел в отношении участников антикоррупционных акций, к числу политических автор отнесла «дело Дмитрия Богатова», возбужденное по ст. 202 (оправдание терроризма), а также «дело Вячеслава Мальцева и Марка Гальперина», против которых выдвинуто обвинение по 280 ст. (экстремизм).

Состояние свободы вероисповедания в докладе считают неудовлетворительным. Автор напоминают о запрете в России организации «Свидетели Иеговы». Уголовные дела за «оскорбления чувств верующих» спорные. Например, дело заводят за публикацию в соцсетях или за «ловлю покемонов». Блогер Руслан Соколовский получил за «ловлю покемонов» в храме 2,3 года условно.  

Тревожная тенденция — регулярные нападения на оппозиционных политиков, активистов, журналистов и блогеров. С конца апреля 2017 года происходят «резонансные избиения, поджоги имущества и нападения с применением зеленки и других химических жидкостей». Автор говорит о нападении на лидера партии ПАРНАС Михаила Касьянова, Алексея Навального, блогера Илью Варламова и других.

В исследовании использовались данные российских и международных правозащитных организаций, свидетельства адвокатов и очевидцев, а также материалы российских независимых СМИ (информационно-аналитический центр «Сова», «Мемориал», Фонд защиты гласности, «Агора», Amnesty International, Human Rights Watch и др). В отчете приводится информация крымских правозащитных организаций, публичные заявления официальных лиц, материалы «ОВД-Инфо», изданий «Медиазона», «Медуза», «Крым. Реалии» и «Кавказский узел». 

 
Источник: Независимая газета
Иллюстрация: nemtsovfund.org