Короткий, но яркий

Видео в интернете смотрят все. Мой папа — чтобы отвлечься от работы. Подруга — чтобы скоротать время в салоне. Бабушка — чтобы узнать новые рецепты. По прогнозам экспертов Cisco, к 2019 году видеоконтент будет составлять порядка 80% всего потребительского траффика.

Для размещения видео существуют не только старые добрые платформы, вроде YouTube, Facebook, Вконтакте и Instagram. Есть более молодые Snapchat, Vine, Periscope (live-видео) плюс специализированные платформы для дистрибуции видеоконтента. При этом ролики для каждой из площадок имеют свои требования (не только технические, но и связанные с аудиторией). Нельзя, например, просто так взять видео с YouTube и запостить его в Instagram.

Очевидно, что для медиаресурсов в качестве сторонней платформы Facebook предпочтительнее и выигрышнее. И если с текстовым контентом на этой площадке всё относительно ясно, то с видеоконтентом возникает ряд вопросов.

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Проанализируйте замысел видеоклипа в целом. Как и у текста, у него должна быть миссия и структура. Специфика материала зависит от вашей аудитории. Как уже было сказано, в зависимости от платформы она может меняться. На Facebook можно воспользоваться встроенным инструментом Audience Insights и посмотреть как основные показатели ваших потенциальных зрителей (вроде возраста и пола), так и дополнительные: стиль жизни, должность, семейное положение и уровень образования.

Исходя из этих критериев, можно примерно представить свою аудиторию, её потребность в информации. А уже потом придумывать план по привлечению её внимания.

 

РАССКАЖИТЕ ИСТОРИЮ

Задайте себе вопрос: что я хочу донести до аудитории с помощью этого ролика?

На рассказ у вас есть буквально пара минут, поэтому ролик должен быть максимально лаконичным и динамичным. Хорошим подспорьем может стать краткий сценарий: основные кадры и смысловые акценты.

При этом, если на рассказ у вас есть пара минут, то на привлечение внимания — всего пара секунд. Социальные сети породили термин eyecatcher — то есть «то, что приковывает внимание». Человек физически не может прочитать все посты в Facebook или посмотреть все фото в Instagram, он останавливается лишь на некоторых из них.

Facebook проигрывает видео в ленте новостей автоматически, поэтому пользователь сразу видит первые секунды ролика. Именно они должны быть яркими и интригующими. Заставьте зрителя смотреть дальше.

Поучиться можно у проекта BuzzFeed. За годы своего существования они стали «королями» фейсбучных видео и собирают миллионы просмотров. Как? Например, не теряют времени на привлечение внимания. В первом же кадре часто фигурирует тема и главная идея ролика. Плюс яркая графика.

 

СФОКУСИРУЙТЕСЬ НА КЛЮЧЕВОЙ ИДЕЕ

Помимо красивой картинки, в видео важны простота и легкость восприятия. Человек с удовольствием поделится публикацией, которую можно описать одной фразой.

По мнению Джонатана Перелмана, вице-президента отдела стратегии и развития BuzzFeed, существует минимум пять причин, чтобы делиться материалами в сети:

1   Быть социально активным;

2   Выражать свою точку зрения посредством «шера»;

3   Похвастаться;

4   Показать, что именно ты первым это обнаружил;

5   Заставить друзей и коллег улыбнуться.

При этом простота не обязательно означает примитивность. И о ядерной физике можно рассказать доступно. Если ваша история сложна, попробуйте максимально упростить терминологический и визуальный ряд. Например, использовать графику и картинки с подписями / титрами.

,

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ФОРМАТ ВИДЕО, ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С РОЛИКОМ В ПЕРВЫЕ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ

,

Проект «Медуза» называет такие материалы «видео-разборами». Например, меньше, чем за 3 минуты, нам объясняют, как мы отдаём государству почти половину заработка и не замечаем этого.

Ещё пример от того же издания: краткая видеоинструкция «Я ребенок, ко мне пристают. Что делать?» Тема ролика очень непростая, однако этим хочется поделиться в сети сразу по нескольким причинам: это важно знать моим друзьям, я легко понимаю идею и могу её передать дальше. И потом, это сделано красиво.

 

ПОСТРОЕНИЕ РОЛИКА

Первый вопрос — как сделать привлекательную картинку с технической точки зрения. Во-первых, служба поддержки Facebook рекомендует использовать формат MP4 или MOV. Во-вторых, очень желательно, чтобы разрешение ролика было в HD-качестве. Что касается ориентации, сегодня допустимы оба варианта: с февраля 2017 года Facebook анонсировал поддержку вертикальных видео. Чаще всего формат определяется содержанием. Разумеется, если у вас в ролике человек стоит в полный рост, желательно использовать вертикальную ориентацию. Но есть и нестандартные решения. Специалисты из отдела мультимедиа Russia Beyond The Headlines советуют использовать «квадрат» (то есть ориентацию 1:1).

Причина проста — квадратное видео, в отличие от горизонтального, занимает на 78% больше экранного пространства смартфона. Это внушительная цифра, тем более, что люди всё чаще используют смартфоны для выхода в интернет и просматривают на них видео.

,

65% ЛЮДЕЙ, которые посмотрели первые 3 СЕКУНДЫ видео, посмотрят еще МИНИМУМ 10 СЕКУНД, а 45% –
минимум 30 СЕКУНД

,

Средняя длина видео в Facebook — 81,22 секунды, то есть примерно полторы минуты. Считается, что короткие видео способствуют лучшему вовлечению пользователя в контент.

 

СУБТИТРЫ И ЗАГОЛОВОК

Название для видео должно быть кратким и описательным, чтобы его можно было легко найти среди других публикаций. Неплохо добавить и тематические хештеги, которые помогут оптимизировать видео для поисковика Facebook.

Видео Facebook проигрывается, как правило, без звука. Даже несмотря на то, что в феврале 2017 года компания анонсировала автовоспроизведение звука (в режиме включённого звука на телефоне), работает это далеко не у всех, а некоторые пользователи принципиально его не включают (например, просматривая ролики на работе). Так что вопрос титров по‑прежнему актуален.

Они должны легко читаться и быть видны на фоне. Рассчитывается так: примерно 5‑6 предложений на минуту видео (1 предложение = 1 титр). Они должны быть короткими и не более трёх строк в кадре (примерно 60 знаков на предложение). В конце ролика добавляется, как правило, «пост-ролл» (брендированная заставка), а само видео обязательно маркируется вашим копирайт-логотипом.

 

ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ

Если дорого и профессионально, то Adobe Premier Pro. Если попроще и бесплатно, значит, iMovie (для OS) или Movie Maker (для Windows). На худой конец, есть масса онлайн редакторов и сайтов для создания видео. Например, Animoto.