Обязательная 21‑я кнопка: интервью с Зоей Грязевой

Зоя Яковлевна, можете вкратце перечислить список ваших достижений?

— В медиасфере я с 1991 года. Начинала в газете «Воронежский курьер», в 1992‑м создала собственное рекламное агентство, потом была в числе учредителей газеты «Эфир 365», по франчайзингу открыла региональную редакцию «Московского комсомольца», который стал выходить в шести областях Черноземья. Были глянцевые журналы «Бомонд», «Премьер»… Потом родилась видеостудия, чьи фильмы получили призы на многих российских конкурсах. В 2001 году я переехала в Москву, где стала руководить издательским центром. Проектов было много — газеты и журналы Восточного округа столицы, книги, сборники, каталоги и альбомы. У меня 10 правительственных наград.

 

Давайте теперь подробнее поговорим о вашей нынешней работе.

— Телекомпания «Губерния» в этом году отмечает 15‑летие. Большие перемены случились у нас в 2014 году. При поддержке Правительства Воронежской области мы создали отдельный круглосуточный канал «TV Губерния», до этого были только местные вставки в партнерский канал ТНТ. Начали вещать в системе спутникового телевидения «Триколор ТВ». Причём, судя по тому, откуда поступают письма и звонки, нас видят и в Сибири, и на юге России, и даже в восточноевропейских странах.

 

Трудно дались эти преобразования?

— Конечно, потребовалось значительное усиление телекомпании как в техническом плане, так и в творческом. Была куплена новая телеаппаратура — камеры, режиссерские пульты, монтажные линейки и т. д. Фактически с нуля мы создали и оснастили ещё одну большую телестудию, где проводим наши ток-шоу, записываем сложные постановочные программы.

Всему коллективу телекомпании — это почти 150 человек — пришлось перестраиваться на работу в режиме нон-стоп, 24 часа 7 дней в неделю. Мы разбили вещание на блоки — утренний, дневной, вечерний. Новостные выпуски теперь идут каждые два часа, ежедневно приглашаем в эфир с десяток гостей. Плюс появилась масса новых тематических программ — общественно-политических, культурно-просветительских, исторических, спортивных, развлекательных и т. д. Всего «Губерния» на постоянной основе сейчас выпускает 27 собственных телепрограмм. Важным шагом мне кажется возрождение образовательных программ, которыми славилось ещё советское телевидение. Они уже прочно «застолбили» место в сетке вещания. Речь прежде всего о программе «Открытая наука», где известные воронежские учёные доступно, в форме лекций, рассказывают о предмете своих исследований, об открытиях в тех или иных научных сферах. Очень познавательна, на мой взгляд, наша программа «Собрание сочинений». Здесь медийные персоны делятся мыслями и впечатлениями от последних прочитанных ими книг.

 

Какое место занимает ваш канал среди современных российских СМИ?

— На сегодняшний день в Воронежской области зарегистрировано более 200 средств массовой информации. Но в сфере телевидения полноценное вещание только у двух телекомпаний — нашей «Губернии» и местного филиала ВГТРК. Это при том, что регион далеко не маленький — около 2,5 млн жителей, информационное поле огромное, никому на нём не тесно. Но надо понимать, что телевидение — штука дорогая, один только телесигнал стоит десятки миллионов, а рекламный рынок в провинции не такой ёмкий и насыщенный, как в столицах. Что‑то создать с нуля сегодня здесь просто нереально.

,

ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ШТУКА ДОРОГАЯ, ОДИН ТОЛЬКО ТЕЛЕСИГНАЛ СТОИТ ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ, А РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК В ПРОВИНЦИИ НЕ ТАКОЙ ЁМКИЙ И НАСЫЩЕННЫЙ, КАК В СТОЛИЦАХ. ЧТО‑ТО СОЗДАТЬ С НУЛЯ СЕГОДНЯ ЗДЕСЬ ПРОСТО НЕРЕАЛЬНО

,

Если же говорить о конкуренции, например, с печатными СМИ или интернет-ресурсами, то и тут, на мой взгляд, мы дадим фору кому угодно. Например, рейтинг нашей программы «Утро вместе», если верить данным замеров, доходит до 10 процентов. То есть аудитория у ТВ по‑прежнему гораздо больше, нежели у других видов СМИ.

Ну и, главное — доверие. Все 15 лет «Губерния» стремится давать зрителю точную и проверенную информацию. Это вызывает уважение воронежцев к телеканалу и добавляет нам, как говорит молодежь, лишний плюсик к карме.

 

Вопрос на популярную ныне тему — конвергенции в редакции. Как вы считаете: журналист действительно должен быть на все руки мастером или все эти разговоры — только дань моде?

— Нет, я убеждена, что это правильная тенденция, с учётом широкой линейки медиаплатформ, на которых нам приходится работать. Сужу даже по своей телерадиокомпании. Конечно, сложно требовать от корреспондента, чтобы он взял камеру и начал снимать, как профессиональный оператор. Но у нас действительно много журналистов, которые умеют снимать, умеют сами монтировать сюжеты, а если надо — и суфлёр покрутят на прямом эфире. Я уже не говорю про то, что сегодня корреспонденты снимают сюжеты для новостей, а завтра делают передачу на радио, ведут ток-шоу или пишут материалы на сайт телерадиокомпании. Это часть журналистской работы.

 

Раз уж разговор зашёл о творчестве. На Ваш взгляд, должны ли журналисты иметь профильное образование? Нужны ли вообще в вузах отдельные факультеты журналистики, что сейчас активно обсуждается? Есть ли приток на канал молодой крови, и можно ли говорить о профессиональной школе «Губернии»?

— Насчёт профильного образования — вопрос спорный. У нас работает много выпускников факультета журналистики ВГУ, но так же много филологов, историков, педагогов, даже экономистов. Чем хороши журфаки? Тем, что дают инструментарий — учат системе жанров, грамотному языку, умению коммуницировать с аудиторией, пропитывают студенческое сознание историей и традициями профессии. Другое дело — не во всех вузах это получается одинаково успешно. Мне, кстати, всегда смешно, когда отделения журналистики или рекламы пытаются открывать в каких‑нибудь технических и экономических вузах. Откуда взять столько квалифицированных преподавателей, уважаемых в нашей профессиональной среде? И где потом работать всем этим студентам?

В «Губернии» немало тех, кто работает здесь со дня основания компании и кто пришёл ещё со студенческой скамьи. Именно они — костяк нынешней команды, опытные, умелые, со сложившейся у зрителя репутацией. Я, кстати, солидарна с западными коллегами-телевизионщиками, которые в роли ведущих, особенно серьезных политических и новостных программ, предпочитают видеть, скажем так, умудрённых жизнью людей. Зрителю сложно адекватно воспринимать информацию и доверять ей, если с экрана телевизора она звучит из уст молоденьких мальчиков и девочек, ещё детей, по сути.

А они же все сразу рвутся на экран. Ещё ничего не умеющие и жизни не видевшие. В этом зачастую проблема — убедить «молодую кровь», что неплохо бы для начала поработать в «поле». Если человек готов — добро пожаловать в команду. Покажем, расскажем, научим. Тем более, возможностей для этого сейчас масса. Мы постоянно приглашаем к себе с мастер-классами профессионалов в области СМИ. Ставим ведущим и корреспондентам технику речи, отправляем людей на стажировки в известные российские медиахолдинги и даже за рубеж.

,

МЫ ПОСТОЯННО ПРИГЛАШАЕМ К СЕБЕ С МАСТЕР-КЛАССАМИ ПРОФЕССИОНАЛОВ В ОБЛАСТИ СМИ. СТАВИМ ВЕДУЩИМ И КОРРЕСПОНДЕНТАМ ТЕХНИКУ РЕЧИ, ОТПРАВЛЯЕМ ЛЮДЕЙ НА СТАЖИРОВКИ В ИЗВЕСТНЫЕ РОССИЙСКИЕ МЕДИАХОЛДИНГИ И ДАЖЕ ЗА РУБЕЖ

,

Большое подспорье в этом деле — и традиционный Открытый Воронежский медиафорум. Проводится он совместными усилиями Воронежского регионального отделения СЖР и областного департамента связи и массовых коммуникаций. В прошлом году форум собрал более 300 участников из почти тридцати регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В числе приглашённых гостей были и звёзды отечественной тележурналистики — Светлана Сорокина, Антон Верницкий, Денис Казанский и другие. Они не только провели интересные практические семинары, но и побывали на телеканале «Губерния» и факультете журналистики ВГУ. Добавлю, что Открытый медиафорум, уже пятый по счету, пройдет в Воронеже и в этом году, в сентябре.

,

,

Награждение победителей VII регионального детского фестиваля-конкурса «Старая, старая сказка» имени А. Афанасьева. Зоя Грязева вручает специальный приз за лучшую телевизионную программу для детей

,

Журналисты, особенно талантливые, — люди сложные и амбициозные. Как вам удаётся направлять эти амбиции в правильное русло?

— Знаете, мой отец — главный инженер механического завода в городе Шебекино Белгородской области — говорил мне:

Зоя, если ты научилась руководить тремя человеками, сможешь управлять и многотысячным коллективом.

У нас, конечно, работают не тысячи, но методы управления примерно схожи. Бывает и кнут, бывают и пряники. Но главная, на мой взгляд, задача руководителя — определить стратегическую цель развития компании и зажечь ею тех, кто способен творчески решать поставленные задачи. А вслед за ними и другие потянутся.

 

Что происходит с развитием цифрового телевидения в Воронежской области?

— В нашем регионе активно начали внедрять цифровое вещание в 2013 году. Тогда силами ОРТПЦ — филиала Российской телевизионной и радиовещательной сети — модернизировали семь аналоговых ретрансляторов. К концу 2016 года таких объектов телевещания стало уже более полусотни, причем 35 из них — совершенно новые. Благодаря этому почти 99% телеаудитории Воронежской области уже могут принимать сигнал цифрового эфирного телевидения.

В марте 2017 года телекомпания «Губерния» получила статус обязательного общедоступного телеканала Воронежской области, выиграв соответствующий конкурс на «21‑ю кнопку».

Теперь все без исключения кабельные операторы Воронежской области обязаны транслировать телеканал «TV Губерния» на территории региона. Как известно, аналоговое вещание в стране должно быть отключено — в первую очередь в приграничных регионах, к которым относится и Воронежская область. Но будут ли региональные эфирные телеканалы, в том числе и каналы «Губернии», включены в состав III цифрового мультиплекса — этот вопрос пока в подвешенном состоянии. Здесь, как мне кажется, конкретные решения находятся в руках Минкомсвязи и ФГУП «РТРС».

,

Фото: gubernia-tnt.ru