«Пожилые люди иногда думают, что пометки «6+» и «18+» — градусы»

Последние изменения в медиабизнесе и законодательстве обсудили на конференции «Масс-медиа Санкт-Петербурга 2017», которая прошла в Доме журналиста на Невском 29 сентября. ЖУРНАЛИСТ узнал, как традиционные СМИ переживают цифровые трансформации, почему не стоит брезговать нативной рекламой и каким образом Роскомнадзор наказывает за информацию о пропавших и пострадавших детях.

 

ОПЫТ РАБОТЫ ГАЗЕТЫ «Деловой Петербург»

Максим Васюков, главред и генеральный директор «Делового Петербурга», рассказал об экономике печатного СМИ в цифровую эпоху на примере своего издания. По его словам, сейчас в газете четыре основных источника дохода: реклама и пэйволл, организация конференций и работа службы распространения издания в составе редакции.

Васюков подчеркивает:

Наши доходы от печатной рекламы не растут и никакого чуда не происходит. Конечно, если не считать чудом то, что за последние 3 года российский рынок потерял 25%, мировой — 15%, а мы всего лишь 9%. В 2016 году баннерная реклама безостановочно и стремительно падала и в печати, и в интернете. А у нас баннеры и принт все еще приносят более половины доходов.

Прибыль от пэйволла и рекламы — важная часть редакционной экономики. Пользователи вынуждены платить за открытый доступ к материалам на сайте «Делового Петербурга» с 2011 года. Васюков поделился:

Нам просто было страшно делать пэйволл таким, чтобы его нельзя было обойти: казалось, что читатели в гневе уйдут. В апреле мы этот страх утратили, поставили систему и не пожалели: сейчас продано более 3000 подписок.

Издания, которые планируют оставаться прибыльными, должны выбрать стратегию: или ставить на платный контент (как поступает Republic), или же делать нативную рекламу (как Meduza). По словам Васюкова, прогнозы неоптимистичны, ведь за 2016 год из газетно-печатной сферы утек $1 млрд 400 млн.

Главред «Делового Петербурга» уверен, что для успеха необходимо делать «вкусно и полезно», чтобы люди готовы были с удовольствием платить:

Нативка тем и отличается от «джинсы», что на ней ясно написано слово «реклама».

Еще быстрее в деловых изданиях Петербурга растет прибыль от организации конференций, круглых столов, церемоний награждения. В 2016 году журналисты провели 60 мероприятий, в 2017 году их будет больше 100. В регионах перенимают опыт коллег из Москвы и Европы, где многие большие газеты уже превратились в event-агенства.

Четвертый источник, за счет которого развивается «Деловой Петербург» — служба доставки. Васюков вспоминает:

Мы создавали ее, потому что не могли положиться на Почту России или коммерческие сервисы доставки. Сейчас развозим сотни других изданий и даже предметов, которые просто заказывают люди. Это важный аспект редакционного бизнеса, для которого самое главное — давать новости для бизнеса и о бизнесе в любой форме.

Прозападную политику развития СМИ готовы опробовать и другие медиа Петербурга. Например, по словам главреда «Фонтанки.ру» Александра Горшкова, в их издании «уже давно с интересом смотрят на пэйволл». Возможно, в будущем сделают общегородскую систему — единый «пэйволл-пакет СМИ». Читатель, заплатив за доступ, получит важную для него информацию.

 

Новинки Роскомнадзора

Галина Арапова, руководитель «Центра защиты прав СМИ», выделила основные тенденции в законодательстве за последние 2 года и рассказала, каких материалов следует избегать журналистам, чтобы не нарушать закон.

По мнению экспертов, происходит ужесточение правил: с момента принятия закона о СМИ в 1991 году он был так называемой «священной коровой», но потом поправки практически лишили его демократичности. По данным «Центра защиты прав СМИ», сейчас чаще всего редакции наказывают за информацию о наркотиках, самоубийствах, детях-жертвах преступлений, а также за нарушения возрастной маркировки. Арапова шутит:

До сих пор пожилые люди иногда думают, что пометки «6+» и «18+» — градусы, звонят в Роскомнадзор и спрашивают: «Почему все телеканалы показывают разную погоду?»

,

,

Медиаюрист Галина Арапова: «В последних поправках в законе о СМИ административные штрафы выросли в 10 раз»

,

ЖУРНАЛИСТ записал, чего стоит опасаться журналистам после новых поправок в законе о СМИ:

•   В отношениях собственников введены изменения ограничения иностранного капитала для всех видов СМИ. Это позволяет развиваться самостоятельно, но, как считает Арапова, уменьшает конкуренцию на бизнес-рынке;

•   Увеличилось наказание за клевету: раньше максимальный штраф был 180 тысяч рублей, теперь — 5 млн. Административные штрафы выросли в 10 раз;

•   Изменился характер санкций за нарушение закона о персональных данных: штраф вырос до 70 тысяч рублей. В частности, если на вашем ресурсе обрабатываются данные читателей без их согласия, например, через форму обратной связи или комментарии, то это повод для блокировки;

•   ​Закон о новостных агрегаторах — «новинка» 2017 года. Теперь Яндекс, Rambler и ресурсы, которые просто предлагают читателям «выжимки» из общесетевых новостей, должны проверять достоверность материалов СМИ, которые не зарегистрированы в Роскомнадзоре. Это значит, что системы просто откажутся от распространения неофициальных ресурсов;

•   ​Внесены изменения в Уголовный кодекс: раньше срок давали только за «доведения до самоубийства», теперь — за «предоставление информации». В материалах нельзя указывать, что именно сделал с собой человек и по какой причине. Приходится балансировать на грани между «вторжением в личную жизнь» и недопустимом «просвещении читателей»;

•   ​Одна из важнейших проблем российских медиа — привлечение к ответственности за информацию о пропавших и пострадавших детях. Галина Арапова поясняет:

Когда редакции из самых лучших побуждений пытаются помочь найти пропавшего, публикует ориентировки или дают информацию о жертвах домашнего насилия, им нельзя забывать об обязательном письменном согласии представителей на распространение личной информации. А теперь представьте, как это, с человеческой точки зрения: вместо того, чтобы быстро искать ребенка, нужно ехать за бумагами, а если что-то страшное уже случилось, а при публикации документы не были получены, приходится обращаться к безутешным родителям за согласием.

По словам главного редактора «Фонтанки.ру» Александра Горшкова, из-за того, что не всегда можно получить согласие от законных представителей или опекунов, их портал редко берет на себя ответственность и пускает в ленту подобную информацию.

,

Фото: Ольга Минеева