В начале октября команда социальной сети ВКонтакте выпустила серию обновлений. Встроенная в ВК нейронная система «Прометей» ищет таланты среди авторов, награждает их «значками» и постоянно думает над тем, что бы такого показать, чтобы аудитория точно посмотрела. ЖУРНАЛИСТ узнал у директора по медийной экосистеме Сергея Паранько детали — и про новинки от ВК, и про будущее СМИ.
,
,
О роботах
В том, что журналистов в конечном итоге заменят машины, кажется, наступил консенсус. Боты уже генерируют новости, а генеративные алгоритмы составляют конкуренцию художникам.
«У людей творческих профессий есть ощущение, что уже завтра их заменят, и, наверное, лучше пойти водить грузовики. Вот только даже это не поможет», — сыпет откровениями директор по медийной экосистеме ВКонтакте Сергей Паранько.
По его словам, медиа уже несколько лет как вступили в эпоху роботизации, поэтому нужно, не паникуя, извлечь максимум из тех инструментов и алгоритмов, что меняют рынок сегодня.
Так, робожурналистика позволяет освободить нас от рутинной работы и написать новость в несколько строк об изменениях курсов валют, пробках или о погоде, но еще долго не сможет создать за человека действительно крутые вещи.
За последний год искусственным интеллектом в СМИ было сгенерировано около миллиарда новостных заметок, но больших «выстреливших» материалов не было вовсе. Чтобы создать что-нибудь стоящее, журналисту все еще нужно подняться со стула, выйти в поле, найти классную историю и рассказать ее людям.
,
,
О гражданской журналистике
«Гражданская журналистика — когда я вижу, как трамвай сносит четыре машины, снимаю и выкладываю это в сеть — сначала казалось угрозой, а сейчас это просто источник оперативного контента для профессиональных медиа» — поясняет Паранько – По геолокации очень легко определить место происшествия, а первые фотографии с места событий возникают в социальных сетях, как правило, моментально и ими могут воспользоваться издания».
По его мнению, при условии, что очевидец с телефоном зачастую остается единственным свидетельством момента-новости, СМИ сохраняют монополию на правду, осуществляя фактчекинг.
«Пользователи не давали клятву говорить лишь правду. Когда полтора года назад прошла информация о том, что на Проспекте Мира упал большой военный вертолет, а мы не смогли найти ни одного фото или упоминания об «обломках» в социальных сетях, это было странно. Материал решили не публиковать. Потом оказалось, что не зря— новость оказалась фэйком, — приводит пример Паранько, — Сейчас просто не может произойти что-нибудь большое и важное без того, чтобы об этом не написали обыкновенные люди».
В СМИ XXI века идет постоянная игра, считает Паранько: кто первый не выдержит и опубликует не на 100% проверенную информацию, тот или всех победит, собрав первые клики, или проиграется в прах, потеряв репутацию.
,
,
О монетизации
Целевая аудитория, которую можно монетизировать, важнее просто большой аудитории, считает Сергей:
«Лучше иметь меньше подписчиков, для которых ты точно будешь релевантен, но знать, что в тебя будут кидать деньгами, а не помидорами».
,
,
Паранько верит в то, что новые возможности ВКонтакте помогут вытащить захлебывающегося потребителя из информационного потока, а медиа – вещать на свою аудиторию.
,
,
Что изменилось?
Ежедневно миллионы людей в ВК создают свой и перебрасывают чужой контент. Найти свою аудиторию становится сложным.
Для решения этой проблемы была запущена нейронная система «Прометей», которая отслеживает авторов и оценивает их взаимодействие с пользователями. Искусственный интеллект постоянно находит создателей уникального контента и следит за их достижениями. За публикации, отмеченные особым вниманием аудитории, автор или его сообщество получают метку «огня» и повышенные охваты.
Он поможет творческим людям привлечь новых подписчиков, извлечь максимум возможностей платформы и разобраться с инструментами ВКонтакте.
Интересно, что зачастую система «награждает» не паблики с миллионной аудиторией, а пользователей, которые производят авторский контент, или группы с уникальными записями типа просветительский проекта «Vert Dider», журналиста Вадима Елистратова, просветителя Александра Панчина или арт-проекта «Трамваи и анимешные прически».
Чтобы не происходило прямого копипаста и создатель контента был лучше защищен, алгоритм «Прометей» специально проверяет перед тем, как поставить в раздел «Рекомендации» тот или иной контент, оригинальный ли он. Если контент позаимствован, алгоритм будет рекомендовать первоисточник. Технология только начинает отрабатываться, предупреждает Паранько, поэтому прямо сейчас невозможно заявить, что плагиата в ВК больше не будет.
Искусственный интеллект ВКонтакте контролирует ленту новостей и раздел «Рекомендации».
Ежедневно ВКонтакте появляется свыше 15 миллионов записей. Один человек в среднем подписан на сотни друзей и сообществ, которые каждый день размещают больше 500 публикаций. Не затеряться среди тысяч других голосов поможет умная лента. Сейчас она подключена у 85% пользователей.
Умная лента делает ежесекундный прогноз, что вы хотите и можете посмотреть в данный момент.
Она понимает, достаточно ли у пользователей технических возможностей и в случае плохого соединения оставит объемные посты (например, с видео) «на потом». А еще — выбирает подходящее время для того или иного типа информации — например, учитывает, смотрите ли вы футбол ночью или утром.
,
,
Для повышения релевантности и удобства, интеллект научили определять содержание постов по содержанию текста и изображению на фото. Например, картинка с Формулы-1 будет расценена в виде кода «едет машина + машина спортивная», после чего страница будет показана в первую очередь пользователям с соответствующими интересами.
ВКонтакте с искусственным интеллектом в ленте и «Рекомендациях» не только разрывает «информационный пузырь» и становится более «личным», но и «соединяет человека с контентом и авторами которые ему интересны», позволяет систематизировать аудиторию и дать каждому свое: авторам — рекламу и заработок, пользователям – передышку от информационного шума.
«Cоциальные сети открывают творческим людям прямой канал связи с аудиторией. Современные таланты на большую эстраду несут на руках тысячи преданных фанов, а не продюсеры в деловых костюмах. И мы поможем автору найти своих поклонников», – считает Паранько.
,