Мастер-класс Романа Анина, руководителя отдела расследований «Новой газеты» , прошел 10 декабря в рамках проекта «Медиафан».
Читайте конспект выступления с главными тезисами:
• СМИ в кризисе. Нам стоит не конкурировать, а кооперироваться, чтобы делать совместные большие проекты (Panama Papers, Paradise Papers);
• Все больше роботизации: скоро новости будут писать роботы. Для расследователей появятся сервисы, которые будут сканировать все базы данных в поисках совпадений. Пока все вручную.
Про сбор информации:
• Правило разведки: 70% информации находится в открытом доступе, 30% в закрытом;
• Занимайтесь фишингом: закидывайте запросы в разные базы данных, когда-нибудь это принесет «улов».
• Ведите учет всех странных совпадений руководителей компаний, людей и судебных исков. Придет время, и из этого можно будет сделать историю;
• Научитесь пользоваться мировыми базами данных по торговле, оффшорам и недвижимости;
• Потратьте время на фактчекинг, проверьте каждое утверждение, даже если это займет несколько дней. Доверие аудитории — самое важное;
• Каждое утверждение стоит подтвердить официальным государственным документом.
Про работу со спикером:
• Найдите свидетелей события. Всегда есть люди, которые что-либо видели или знают;
• Говорите со спикером на одном языке. Пример: в МВД не говорят «завести дело», говорят «возбудить»;
• Журналист должен быть всегда немного дураком. Спрашивать что происходит, как это работает. Не пытайтесь умничать: эксперт всегда лучше вас знает ситуацию;
• С источниками нужно общаться, пить и проводить время, поздравлять со всеми возможными праздниками, но дружить — никогда;
• Сделайте что-то полезное для источника или правоохранительных органов, поделитесь информацией — они отплатят вам помощью в будущих исследованиях;
• В конце разговора попросите спикера рассказать историю не для себя, а для читателя — простым языком.
Про безопасность журналиста и источника:
• Несколько раз перечитайте текст и проверьте, не подставляете ли вы источник;
• Не один материал в мире не стоит дороже человеческой жизни;
• Шифруйте сообщения, жесткие диски и звонки;
• Прикрывайтесь редактором: вы работаете не для себя. у вас есть начальник — редактор, он уволит, если статья не будет опубликована;
• Назначайте встречи только в публичных местах, не соглашайтесь на обсуждение на дел квартире или в лесу.
Автор: Андрей Дорожный Источник: telegram-канал «Дата публикации» Фото: Роман Киташов