Четыре минуты, которые изменят мир

Григорий Шведов, главный редактор опального интернет-портала «Кавказский узел», рассказывает ЖУРНАЛИСТУ о том, как работает и развивается его проект, трудно ли работать его сотрудникам и что должны делать, на его взгляд, все молодые журналисты.

Григорий Шведов, главный редактор опального интернет-портала «Кавказский узел», рассказывает ЖУРНАЛИСТУ о том, как работает и развивается его проект, трудно ли работать его сотрудникам и что должны делать, на его взгляд, все молодые журналисты.

 

— Как возник «Кавказский узел»?

— Проект рождался в стенах международного «Мемориала» сперва как информационный, а не журналистский. Главным на тот момент было аккумулировать большой набор базы данных, экспертных суждений. В 2001 году мы запустили публикацию первых материалов. А потом удалось развернуть штурвал этого корабля в сторону журналистики, производства новостей. В результате «Кавказский узел» стал независимым СМИ со своим уставом, этическим кодексом, процедурой, потом возникла независимая общественная организация. Моя идея была в том, что журналистика не менее важна, чем собственно защита прав и экспертиза. В то время правозащитные организации производили довольно много контента, и важно было сделать не ещё один сайт, даже очень хороший, а проект, ориентированный на профессиональный стандарты журналистики.

,

,

— Как формировался круг авторов? Экспертов? Определялся современный формат?

— Всё это определялось в мучительных дискуссиях. Моя задача тогда была привлечь не экспертов, но честных журналистов на местах. Как правило, не обладающих многими важными навыками, даже не умеющих качественно писать. И сейчас это наш приоритет. На самом деле в каждом регионе есть блестящие журналисты, но зачастую они продажные. Или ангажированные — элитой, национальной идентичностью, сообществом, своими собственными предпочтениями. То есть в момент конфликта такой автор будет тенденциозен. Мы ищем авторов, которые, может быть, не так блестящи, но готовы работать честно и учиться быть журналистами.

,

В КАЖДОМ РЕГИОНЕ ЕСТЬ БЛЕСТЯЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ, НО ЗАЧАСТУЮ ОНИ ПРОДАЖНЫЕ. ИЛИ АНГАЖИРОВАННЫЕ

,

— Сколько сотрудников в издании? Как организована работа?

— Сейчас с нами сотрудничают от 40 до 45 журналистов на постоянной основе. Все фрилансеры. Мы небогатое агентство, не можем держать людей на зарплате. Более 20 пишут на постоянной основе, несколько раз в неделю. Для многих это основное занятие, они не ищут другую работу. Нам нужно много материалов, в разных жанрах. Но мы не кузница кадров, не могу сказать, что мы за 16 лет сформировали свою школу. Время от времени привлекаем специалистов, юристов (помогает Центр защиты прав СМИ и его замечательный директор Галина Арапова), проводим тренинги и вебинары. Мы ориентированы на новые форматы, новые жанры, и важно, чтобы их поиск сопровождался грамотной работой по сбору информации, взаимодействию с властными структурами, этому учили журналистов на протяжении последних двух лет специалисты «Команды-29».

 

— Большинство сотрудников — люди молодые?

— Совсем нет. Среди лучших наших корреспондентов, самых отважных, — нередко люди среднего возраста, сорока-пятидесяти лет, и даже старше. Они иногда с трудом осваивают Telegram, но их убеждённость, настойчивость, принципиальность намного важнее, чем умение быстро пользоваться гаджетами. Ахмеднаби Ахмеднабиев, наш корреспондент, расстрелянный на пороге собственного дома в Дагестане, был немолодым человеком, врачом, отцом взрослых детей. Интересно, что молодые иногда быстрее проявляют страх, возможно, потому, что те, кто активен в соцсетях, могут быстрее подвергнуться нападкам. Но и среди молодых авторов есть настоящие герои, например, Жалавди Гериев — наш корреспондент из Чечни, который по сфабрикованному делу сейчас отбывает наказание в Чернокозове. Отбывает за свою честную, профессиональную работу. Иногда наш читатель передаёт материал (мы называем таких «гражданскими журналистами»), но на большее его не хватает: он не оставляет контактов, не даёт возможных свидетелей, проверить материал нельзя. Мы вынуждены от подобных публикаций отказаться.

,

,

— Сколько у вас ежедневных просмотров?

— Мы — новостники, число посещений зависит от событийного ряда. Но в месяц обычно 2–2,5 млн просмотров, не считая социальные сети и YouTube, а там в совокупности у нас более 350 тыс. подписчиков. Конечно, соцсети — это не только способ распространить информацию, они теперь составляют конкуренцию СМИ, многие не переходят на страницы изданий и читают только тот контент, который доступен в соцмедиа. Мы пытаемся донести до читателя, что в соцсетях, в приложениях для Android и iOS представлены только специально отобранные материалы. Наиболее полная информация, конечно, на страницах издания. Впрочем, тренд не переломить, комментировать читателям удобнее в Facebook или ВКонтакте.

 

— Какие у вас основные каналы получения информации?

— Мы получаем сведения с помощью как новых, так и устаревших технологий. Сообщения всё чаще присылают в мессенджерах, но многие по старинке шлют sms. Читатели сообщают информацию, делятся мнениями через группы «Кавказского узла» в Facebook, ВКонтакте, Twitter и Одноклассниках, но при этом по‑прежнему оставляют чрезвычайно ценные комментарии на страницах издания. Таких десятки тысяч. Нашим комментаторам мы присваиваем статусы и ведём их рейтинг в зависимости от качества комментариев. Статус комментаторов присваивают сотрудники издания — модераторы. Они уже сформировали сообщество из нескольких «мудрецов», множества «экспертов», гигантского числа «хулиганов» (некоторых из них приходится «банить»). А рейтинг наши читатели формируют сами, плюсуя или минусуя комментарии. От накруток рейтинга нас защищает специальная система, основанная на алгоритмах Google.

 

— Ваши публикации нередко дают начало серьёзным расследованиям. Вы довольны результатами? Какова судьба дела о расстреле девушек в Грозном?

— Надо вспомнить видео, снятое кем‑то из тех, кто расстреливал из пейнтбольных ружей на улицах Грозного девушек за недостаточно (по их мнению) длинные юбки и рукава. До появления видео мы об этом написали первыми, писала московская пресса, испанская El Pais, но чеченские власти всё отрицали. А между тем, именно тот расстрел способствовал «добровольному» введению дресс-кода в Чечне. И вот нам передали видеосвидетельство расстрела. А это было задолго до появления WhatsApp и Telegram, надо было не только иметь мужество, чтобы переслать информацию «Кавказскому узлу», но и терпение для того, чтобы технические сложности преодолеть. И публикация этого видео остановила практику публичных расстрелов женщин. Дресс-код был всё равно введен, но расстрелы прекратились. Видео посмотрели немало жителей Чечни. Среди них оказалась смелая журналистка из пула чеченского президента. Она прямо спросила Кадырова: правда ли, что расстреливают женщин? Кадыров ответил: людей этих он не знает, но если бы знал, то поблагодарил. Несмотря на эти жёсткие слова, практику расстрелов немедленно прекратили. И женщины, которые избежали публичных экзекуций, должны быть признательны анонимному гражданскому журналисту, который имел храбрость передать нам видео.

,

,

Это не единственный пример публикации видео со сценами жестокости. Сравнительно недавно мы получили от гражданского журналиста, а затем опубликовали со своими комментариями видео допроса в Чечне, явно сделанное после избиения подозреваемого в распространении наркотиков. Это был самосуд, демонстрацию его мы считаем важным, общественно-значимым делом. Журналистика не должна пасовать из соображений лживой политкорректности перед сценами жестокой реальности. Как иначе может родиться дискуссия о допустимых средствах борьбы со злом?

 

— Каковы перспективы «народной (гражданской) журналистики» сегодня в России?

— Мы с вами давно об этом спорим, но мне нравится термин «гражданская журналистика», потому что часто, чтобы отправить видео, нужно гражданское мужество. И именно такие люди нам и пишут. За ними, конечно, будущее. Будущее может быть довольно беспросветным, если их запугают, если простые граждане страны перестанут присылать информацию журналистам. Без них современная журналистика в России немыслима. Впрочем, информацию от них нужно проверять и готовить материалы, соответствующие журналистским стандартам.

,

БУДУЩЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОВОЛЬНО БЕСПРОСВЕТНЫМ, ЕСЛИ ПРОСТЫЕ ГРАЖДАНЕ СТРАНЫ ПЕРЕСТАНУТ ПРИСЫЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ЖУРНАЛИСТАМ

,

— Как определяется содержание очередного выпуска?

— Мы каждое утро встречаемся в виртуальном ньюсруме, большинство наших редакторов работают не только в разных городах, но и в разных странах.

 

— Каковы финансовые источники КУ?

— Только что выиграли конкурс Европейской комиссии, она поддерживает нас регулярно, в финансировании участвуют и другие западные доноры. Мы не участвуем в российских конкурсах на информационное обслуживание, как большинство региональных СМИ.

 

— Реклама есть?

— Конечно, есть реклама и подписка. Мы стараемся зарабатывать, и некоторые наши инициативы существуют за счет рекламы (премии журналистам на конкурсе имени Ахмеднабиева, например). Сотрудничаем с исследовательскими центрами — с лабораторией исследований климата, это очень интересный проект, посвященный уточнению прогноза погоды. Наши корреспонденты и гражданские журналисты много лет ежедневно вносят данные, корректирующие прогнозы, а метеорологи на их основе уточняют свою методологию и делают более точные прогнозы. Сотрудничали шесть лет с Центром Карнеги, придавая гласности анализ террора в СКФО, основанный на еженедельных публикациях сводок потерь в связи с террористическими актами. Мы уточняем, сколько среди погибших представителей силовиков, боевиков и мирных жителей. Наши данные подчас разнятся со сведениями спецслужб. С «Яндексом» несколько лет сотрудничали в проекте составления карт региона, публиковали на картах материалы о своеобразии традиций.

 

— Международное сотрудничество сегодня не в моде. Вам стало сложнее работать?

— Да. Для международных доноров Россия не приоритет, хотя российский дискурс на Западе подразумевает такую проблему, как пропаганда. Но в качестве ответа не следует поддержка независимых СМИ. В некоторых странах создаются СМИ на русском языке, например, в Финляндии. Но у них и канал на латыни есть. Не очень понятно, большая ли у них аудитория.

 

— Есть ли у вас партнеры среди западных СМИ?

— Мы давно партнёрствуем с BBC, работали в проекте The Guardian, которая открыла сеть для СМИ Центральной и Восточной Европы и постсоветского пространства.

 

— А партнёры в российских СМИ?

— Формальных партнёров нет, но бывает взаимодействие, с «Эхо Москвы» и «Дождём», например. Сейчас нас реже цитируют, изменился и характер цитирования. Скажем, раньше РБК могло процитировать наш материал. Теперь порой они приводят цитату в рамках большого материала, опровергающего сведения «Кавказского узла».
Конечно, им трудно найти источники данных о нарушении прав человека, скажем, в Чечне. Хорошо, что они имеют мужество использовать наш материал хотя бы в таком виде.

,

,

— Стало ли вашим журналистам труднее работать в целом?

— Сложнее стало работать с родственниками пострадавших в Чечне, они не только боятся говорить о насилии, но сами являются его источником. Мало кто понимает, что скандал с преследованием геев в Чечне — это во многом не история из традиционного дискурса «авторитарный режим и маленький человек». Дискурс поменялся — нередко чеченских геев убивают их родственники. Появились и новые формы преследований журналистов. До недавнего времени журналистов не сажали. Сегодня наш журналист Желауди Гериев в тюрьме: его похитили, подложили наркотики. Сидят журналисты и в других регионах, никто об этом не знает. Преследования, задержания участились не только в Чечне, но и в Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарском крае. Это новая реальность, и её надо понимать. В России, особенно на юге, воспроизводится понемногу азербайджанская или белорусская модель.

 

— Что вообще может защитить журналистов сегодня, на ваш взгляд?

— Прежде всего гласность и солидарность. Наверное, апелляция по делу Гериева сдвинулась бы скорее, если бы в Чернокозово, где он сидит, поступали письма поддержки. Пока шёл суд, было собрано 24 тыс. подписей под требованием о справедливости на Change.org, и значительное их число было не из кавказских регионов. Но готовы ли хотя бы несколько сотен подписантов вступить в переписку с Гериевым, поздравлять его с праздниками?

,

Найдите четыре с половиной минуты в день для информации о нарушениях прав человека. У нас в России многие темы не освещаются на ТВ, но это не означает, что они не востребованы

,

— Сколько у «Кавказского узла» профессиональных наград? Помогают ли они в продвижении материалов и защищают ли?

— Думаю, ровно десять. Среди них недавняя премия имени Сахарова «За журналистику как поступок», признание Московской Хельсинкской группы, СЖР, норвежско-германская премия Буцериуса и голландская премия Geuzenpennig. Не знаю, помогают ли они нам, но признание всегда радует.

 

— Отличается ли работа журналистов на Северном Кавказе от работы в других регионах и странах?

— Мы работаем на Южном Кавказе, в том числе в регионах, переживающих конфликты. В Карабахе, Южной Осетии, Абхазии. Карабах называет себя республикой. В Азербайджане его так не называют. Соответственно, мы даём возможность карабахским журналистам назвать себя так, как они считают нужным, как и азербайджанским. Главное, что мы хотим работать с регионом, с теми людьми, которые там живут, и теми, кто вынужденно его покинул. Однажды у нас за одним столом оказались блогеры из Степанакерта и из Баку, и мы решили дать им возможность высказываться о том, что происходит в их жизни, как они помнят трагедию войны. Случайно получилась, что этот семинар мы провели за несколько дней до новой войны в Карабахе. Во время войны блогеры хоть и были по разные стороны окопов, но они старались передавать правду, избегая пропагандистской волны, которая поднималась с обеих сторон. Впрочем, получалось не всегда.

 

— Что бы вы могли пожелать молодым журналистам — тем, кто только входит в профессию?

— То, что может сделать каждый: 30 минут в неделю посвящать информации о нарушениях прав человека. Это четыре с половиной минуты в день, их можно найти даже при самом напряженном графике. У нас в России многие темы не освещаются на ТВ, но это не означает, что они не востребованы. Десятки миллионов просмотров набирают некоторые видео, но обычно это контент развлекательный, а не общественно-значимый. И если тех, кто начнет тратить четыре минуты в день на важный контент, станет больше, ситуация начнёт меняться. Волна просмотров и комментариев нередко решает судьбу человека.

,

Фото: youtube.com, shutterstock.com, kavkaz-uzel.eu