Результаты анализа медиаобразовательной деятельности немецких СМИ, полученные челябинским исследователем, будут полезны всем, кто занимается медиаобразовательной практикой.


Медиаобразование в Германии происходит с помощью общественно-правового вещания. Содействие развитию медиакомпетентности значится обязанностью общественно-правовых вещательных компаний. На законодательном уровне разрабатываются документы, обязывающие эти компании пропагандировать основы медиакомпетентности.

Для примера расскажу о работе общественно-правового телеканала для детей и молодёжи KiKA. В программной сетке канала: детские сериалы, художественные фильмы, программы тематических журналов, информационные передачи и т. д.

,

,

Новое здание канал KiKA. 2016 год

,

По мнению немецких педагогов, ребёнок должен начинать общение с телевидением грамотно, компетентно. Поэтому одна из главных задач канала — ориентация молодых телезрителей в современном медиамире. Программы KiKA разделены по возрастным группам: дошкольники, учащиеся начальных классов, школьники от 10 до 13 лет. В сетку вещания программ детского телеканала не входит реклама. Также свободен от рекламы и сайт KiKA.de.

Интеграция и включение детей и молодёжи с миграционным фоном (Migrationshintergrund) в немецкую повседневную жизнь выдвинуты на первый план. Создаются разнообразные детские телепроекты, например, программа выходного дня «Жить вместе» («Zusammenleben»). Это весёлая, документально-художественная передача канала KiKA, в которой рассказывается о культурах, о людях, особенно — о детях с миграционным фоном, социальной и физической дискриминацией. Документальная программа о детях из разных уголков планеты «Посмотри на мой мир» («Schau auf meine Welt») входит в программу передач различных общественных каналов союза ARD.

,

,

Кадр программы «Zusammenleben» — документально-художественной передачи канала KiKA, в которой рассказывается о культурах, о людях, особенно — о детях с миграционным фоном, социальной и физической дискриминацией

,

Одним из самых значительных телевизионных проектов, направленным на детскую и молодёжную аудиторию, можно считать программу Западногерманского телерадиовещания (Westdeutscher Rundfunk) «Девять с половиной» («Neuneinhalb»). За девять с половиной минут репортёры освещают актуальные темы общественной и политической жизни, отвечают на вопросы зрителей. Темы, выносимые на обсуждение: энергосбережение, шопинг, школьные будни, а также израильско-палестинский конфликт, протесты на Украине и многое другое. На сайте этой программы работает «Школа новостей» («Nachrichtschule»), здесь телезрители могут найти советы по подготовке информационных программ. Заполнив формуляр, можно стать участником программы, снять собственный фильм или выпуск новостей.

,

,

Советы по подготовке информационных программ из раздела «Школа новостей» на сайте программы «Девять с половиной» («Neuneinhalb»)

,

Общение с аудиторией является важным компонентом медиаобразовательной политики. Для общения на телеканале создана специальная редакция (Zuschauerredaktion). Зрительская редакция KiKA — особое отделение, персонал состоит из опытных сотрудников с педагогическим образованием. Ежемесячно редакция получает 25 тыс. сообщений, писем, факсов, из которых больше половины — рисунки и разнообразные творческие работы зрителей. На все письма журналисты отвечают. Кроме того, дети получают письма благодарности. Дети проявляют большой интерес к телевизионным проектам. Например, для участия в шоу-викторине «Лучшие классы Германии» («Die beste Klasse Deutschlans») ежегодно поступает более тысячи заявок от школьников. Телевизионный канал «Das Erste» и «KiKA» разыскивают лучшую школьную команду. Каждый год порядка 32 команд 6–7 классов всех Федеративных земель борются за звание «Лучший класс Германии». В качестве приза класс-победитель отправляется в путешествие в один из европейских городов. Ежегодно в акциях KiKA «Делаем вместе» («Mitmach») участвуют 24 тыс. детей.

,

Ежемесячно редакция получает 25 тыс. сообщений, из которых больше половины — творческие работы зрителей. На все письма журналисты отвечают

,

Дети, имеющие желание общаться, заводить новые знакомства, могут вступать в контакт с редакцией канала, ведущими программ, ровесниками, знаменитостями на интернет площадке KiKA.de. Редакция детского канала общается со своими телезрителями не только при помощи почты и телефона. Группа педагогов подготовила для активных зрителей медиаобразовательные проекты, в рамках которых порядка 10 тыс. детей ежегодно имеют возможность попасть за кулисы программ KiKA. Редакция для трёх возрастных групп телезрителей проводит дни посещений телестудии канала в городе Эрфурт. Все медиаобразовательные проекты бесплатные. KiKA приглашает учащихся начальной школы участвовать в мастер-классах и экскурсиях по телецентру. Как выглядит студия, что происходит в режиссуре, как работает зрительская редакция канала — сложный мир телекомпании становится близок и понятен детям. Учеников начальной школы обучают основам создания мультипликационных фильмов. Для каждого фильма нужна история, которую дети, как правило, придумывают самостоятельно. История должна быть короткой, так как продолжительность фильма не может превышать трёх минут. Далее дети занимаются «раскадровкой» истории. Чем больше движений в картине, тем увлекательней будет весь фильм. За творческим процессом следит ведущий.

Медиаобразование Германии создаёт благоприятные условия как для развития системы образования, так и для становления качественных средств массовой информации и коммуникации. Население, пройдя через «медиаработу» и усвоив стандарты социально ответственных медиа, предъявляет соответствующие требования к индустрии, которым она вынуждена соответствовать. Подобным образом обеспечивается взаимодействие различных социальных институтов в системе «СМИ—общество—образование».

,

Заходное фото: съемки программы «KiKA LIVE» / kika.de

,

Фото: kika.de, www1.wdr.de