Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН представили рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации — «Индекс развития медиасферы-2017» (MSindex-2017).
Для расчета Индекса использовано пять групп идикаторов: состояние среды для работы СМИ, состояние и активность основных стейкхолдеров (влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу), состояние аудитории (доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию), состояние самих СМИ и медиаконтента.
По результатам исследования все регионы разделены на четыре класса:
• рейтинг А — 13 наиболее развитых регионов: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область и др.
• рейтинг B — 28 регионов со средним уровнем развития института массовой информации: Калининградчкая область, Краснодарский край, Тюменская область и др.
• рейтинг C — 31 регион с недостаточным уровнем развития института массовой информации: Ненецкий автономный округ, Омская область, Архангельская область и др.
• рейтинг D —13 регионов с наименьшим уровнем развития института массовой информации: Республики Калмыкия, Тыва, Ингушетия и др.
Исследование показало, что в большинстве регионов медиасфера инертна и почти не реагирует на существенные изменения, происходящие на рынке массовой информации с 2014 года, замечает директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин. По его словам, разрыв между наиболее и наименее слабыми регионами не сокращается, а, напротив, расширяется. Последние не используют эффект низкой базы: ни один регион из класса D не показал за эти три года устойчивого роста, так же как никто из класса A – устойчивого падения.
Нет региона, который бы за три года смог бы совершить резкий скачок в развитии — сразу на две ступени вверх. Впрочем, все-таки семь регионов за 2015–2017 продемонстрировали устойчивый рост в рейтинге. Это Алтайский край, республика Коми, Кемеровская и Магаданская области, перешедшие из класса C в B. А также Приморский край, Нижегородская и Томская области, которые переместились из класса B в A. Четыре региона продемонстрировали устойчивое падение. Из класса B в C перешли Вологодская и Ульяновская области, а из C в D — республики Марий Эл и Мордовия.
Ключевым фактором, влияющим на медиасферу в российских регионах, остается финансирование из региональных бюджетов. За три года эти расходы сократились меньше, чем рекламный рынок. Например, на 2017 год регионы запланировали потратить на прямое и косвенное финансирование средств массовой информации 40,4 млрд руб. что лишь на 8% ниже аналогичных трат в 2016 году. Поддержка по-прежнему сопоставима со всем региональным рынком рекламы. Годовые затраты регионов в 2017 году в расчете на одного жителя составляют 156 руб. Самый низкий уровень — в Пермском крае (13 руб.), самый высокий — в Ямало-Ненецком автономном округе (4920 руб.). На Москву приходится почти 30% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть менее 1000 руб.
Игорь Задорин, руководитель ЦИРКОНа, отмечает:
Трехлетнее исследование демонстрирует, что ключевое влияние на развитие медиасферы в регионе оказывает скорее государство и бизнес, чем потребители информации. Частные индексы, показывающие состояние инфраструктуры, влияние государства и бизнеса на медиа, уровень развития самих СМИ сильно коррелируют между собой в подавляющем большинстве регионов. Лишь индикаторы, характеризующие состояние аудитории, ведут себя более независимо.
Поэтому, к сожалению, одна лишь концентрация в регионе талантливых журналистских коллективов не проводит к существенным изменениям в региональной медиасфере, заключает Казьмин: «Для этого нужно менять и отношение к регулированию медиа, и систему финансирования СМИ, и развивать инфраструктуру».
Источник: фонд «Медиастандарт»