Спорт в медиа: как готовиться к чемпионату мира по футболу 2018 года

Глобальная сеть для журналистов HackPack.press совместно с Клубом Журналиста и аналитической компанией MediaToolbox регулярно проводит закрытые встречи для медиа на профильные темы. Дискуссия о спортивной журналистике прошла в 2 ноября в Москве.

Читайте мнение профессионалов медиа о том, как готовиться к освещению большого спортивного события.

 

Про интервью со спортсменами

Алек Лун 

The Daily Telegraph 

Раскрыть спортсмена  —  сложная задача. Его надо переспрашивать

Как-то раз я брал интервью у футболиста Романа Широкова в преддверии матча с Англией, которое очень интересовало британскую газету. Нужно было коснуться тонких моментов и его карьеры, и сложной истории российской сборной на международной арене в последнее время. Это довольно бестактно, но я очень много раз переспрашивал одно и то же  —  задавал тонкий вопрос, он отвечал пару слов, затем я переформулировал и спрашивал снова. И получалось, что каждый раз он давал чуть больше информации.

 

Александр Кузмак 

Cпорт FM

Важен искренний интерес

Иначе будешь получать банальные ответы на банальные вопросы. Надо сделать так, чтобы человек сам рассказал тебе то, что ты хочешь узнать. Когда я снимал документальный фильм про Павла Буре, мы перед этим потратили с ним много времени в прогулках, разговорах. Только после этого он раскрылся, стал мне доверять.

,

,

Александр Кузмак и Игорь Богачев

,

Готовьтесь к беседе

Помню случай с журналисткой с Первого канала. В конце 90-х в Россию приехали звезды НХЛ, и она пошла брать интервью у известного хоккеиста. Подходит к нему с телекамерой и уже протянув микрофон, спрашивает редактора: «А у кого я беру интервью?» Этим уважения не заработаешь. Надо знать, с кем и о чем вы разговариваете.

 

Про спорт и политику

Алек Лун 

The Daily Telegraph 

Олимпиады, ЧМ  —  это большая политика

Это имидж страны, ее руководства. Когда проводили Олимпиаду в России, это все воспринимали как лицо, которое Россия показывает миру. Так что большие мероприятия очень политические. Политические вопросы ЧМ будут интересовать СМИ в мире.

,

,

Алек Лун, The Daily Telegraph

,

Меня часто спрашивают: «А редакция просит плохо писать о России?»

Это всегда странный вопрос, потому что редакция вообще слабое представление имеет о том, что происходит в России. Они знают  —  да, есть такой человек как Путин, есть такая страна как Россия, а дальше ничего не знают. Конечно, я немного утрирую. Я обычно предлагаю идею. Например, в России много обсуждают, что Англия хочет отобрать чемпионат мира. Мы ведь международная газета и должны освещать самые горячие вопросы в России.

В России футбол существует за счет налогоплательщиков

Есть только пара команд, которые могут реально зарабатывать на рекламе. Многие команды получают деньги от государства. В США государство часто строит стадионы за счет налогоплательщиков, то есть это политическое решение.


Советы репортерам к ЧМ


•   Заранее продумать вопросы логистики. Где какая сборная живет? Как расположены павильоны?

•   Позаботиться об аккредитации. Закрытых мероприятий будет много, аккредитоваться нужно как можно раньше.

•   Приезжать всегда заранее. На крупных турнирах много ограничений, безопасность на высоте. Чтобы избежать затруднений, лучше иметь запас времени для решений внезапных сложностей.

•   Заранее планировать интервью. Если вы собрались брать интервью, и не в «mixed-зоне», а индивидуально, то это вопрос заблаговременных договоренностей. Помогают личные связи.

•   Быть в тесном контакте с пресс-службами. Желающих взять интервью у футболистов будет много, поэтому надо точно знать  —  хотя бы в лицо  —  людей, которые отвечают за работу со СМИ.

•   ​Искать небанальные темы и сюжеты. На ЧМ действует правило: «Ничего нельзя, кроме mixed-зоны». Но там будут сотни видеокамер и журналистов, и все будут перепечатывать одно и то же. Нужен широкий кругозор  —  чтобы увидеть, что происходит за пределами. Самые интересные сюжеты будут вокруг ЧМ.


 

,

На ЧМ действует правило: «Ничего нельзя, кроме mixed-зоны». Но все будут перепечатывать одно и то же. Нужен широкий кругозор  —  чтобы увидеть, что происходит за пределами

,

 

Чемпионат мира — это шанс

Александр Кузмак 

Cпорт FM

Чемпионат мира — это шанс познакомить всех с Россией. Сам тот факт, что, например, у английского, французского болельщика будет шанс приехать в Самару, выйти к Монументу Славы и увидеть фантастический пейзаж, Волгу, или приехать в Екатеринбург и посмотреть на место, где расстреляли последнего русского царя… Просто пройтись по Невскому проспекту, зайти в Эрмитаж, посмотреть на то, что представляет из себя Россия  —  это самое главное, для чего этот чемпионат и проводится.

Самое интересное  —  это провести иностранцев по российскому городу, показать, что их тут никто не ненавидит, познакомить со страной. Вот это главное, а не то, как сыграет сборная России, тем более что, скорее всего, сыграет плохо.

,

,

Этого  —  возможности познакомить всех с Россией  —  ждали от Олимпиады, но во многом не получилось. Олимпийские объекты были построены таким образом, что фанаты редко выбирались в город. А на ЧМ люди будут приезжать в разные города и жить в обычных гостиницах, не будет разделения между фанатами и остальными.

 

Игорь Богачев

Лев Медиа Групп

Влюбить всех в футбол

В Англии, я думаю, больше людей интересуются спортом и меньше политикой, а у нас ровно наоборот. Спортом в стране реально интересуются 5-10%. Каналы должны делать больше материалов о футболистах. У нас за полгода до турнира нет ни одной программы ни на одном канале, которая была бы навстречу ЧМ.

Вообще есть опасения, что после ЧМ у нас футбол закончится в стране. И денег в нем станет меньше. Хайп, который будет вокруг ЧМ, должен помочь влюбить больше людей в спорт, привить культуру похода на стадионы. У меня большие сомнения, что удастся это сделать, но это шанс, который мы не должны упустить.

 

Про форматы

Александр Кузмак 

Cпорт FM

Для меня было прорывом, когда канал «Спорт» показывал Олимпиаду в Ванкувере в виртуальной студии. Это были абсолютно новые технологии, фантастический опыт. До сих пор на российском телевидении никто этого не повторил.

 

Игорь Богачев

Лев Медиа Групп

В последнее время спорт освещают скучновато. Я жду качественного и глубокого содержания, которое часто подменяется формой. С большой надеждой смотрю на развитие видеоблогов, на пользовательский контент.

Прорывы будут с точки зрения технологий. Стоимость трансляций будет снижаться. Через пару лет трансляции можно будет делать с помощью айфона.

 

Подробнее о спикерах

Александр Кузмак — телеведущий, спортивный комментатор, пресс-атташе сборной России по хоккею. Работал на Матч ТВ, НТВ-Плюс, с 2006 года  —  ведущий программ на «Спорт FM», в 2013 году возглавил отдел информации этой радиостанции, сотрудничает с Первым каналом.

Игорь Богачев — гендиректор компании «Лев Медиа Групп»  —  одного из лидеров рынка спортивного видеопроизводства. Работал спортивным комментатором на канале «ТВ Центр» в 2002-2008 годах  —  комментировал матчи чемпионата мира по хоккею, матчи евротурниров по футболу и баскетболу. Затем до 2013 года вел программу «Вести» на канале «Россия».

Алек Лун — корреспондент легендарной британской газеты The Daily Telegraph в Москве. Ранее работал в издании The Moscow Times. Освещал Олимпиаду в Сочи для газеты The Independent, опубликовал несколько материалов про грядущий ЧМ в разных изданиях.

 

Как это работает

Вы подаете заявку на участие, мы выбираем до 40 человек, которым за два дня до встречи сообщаем адрес, где состоится дискуссия. Встречи проходят в Москве, но если вы хотели бы посетить такое мероприятие в своем городе, напишите HackPack в Facebook или в Twitter или на почту ЖУРНАЛИСТА: [email protected].

На наших закрытых встречах для медиа вы можете знакомиться и общаться с медиапрофессионалами в неформальной обстановке и обсуждать профильные темы.

,

Справка

Материал предоставлен HackPack.press — глобальным сервисом, помогающим изданиям и компаниям находить и нанимать корреспондентов, фотографов и видеографов. Участниками сообщества стали более 7,5 тыс. специалистов медиа в 140 странах. Проект сотрудничает с Al Jazeera, BBC, Meduza, «Коммерсант FM» и другими СМИ.

,

Фото: Екатерина Свиридова