Как делать детскую газету


Редактор клубного раздела «Образование» составила тематический курс для руководителей детско-юношеских студий по журналистике


Детская газета — явление для России не новое. Ученические журналы существовали еще в русской школе XIX века. Известно, что Гоголь начал свое литературное творчество с журнала Нежинского лицея, а Некрасов — с издания Ярославской гимназии.

В советской школе журнал уступил место стенгазете. Выпущенная в одном экземпляре, она вывешивалась на видном месте в школе и предоставляла широкие возможности учащимся. В начале 1990-х в стране активно стало развиваться движение по созданию самодеятельных СМИ. Например, в Москве была создана Лига малой прессы, которая взяла на себя роль координатора и консультанта по созданию областных и городских молодежных газет.

Сегодня газета, которую выпускают сами ребята, стало явлением массовым: газета класса, школы, молодежного объединения, неформального общества и т.д. Как организовать работу детской редакции, чтобы вызвать у юнкоров интерес к журналистике как увлекательному делу? В данной статье предлагается тематика занятий.

 

Тема 1. Знакомство с выпуском газеты. Немного теории

Газета (итал.) — повременное, срочное издание, денник, временник, ведомости, обычно выходит в листах.

Журнал (франц.) — дневник, поденная записка, повременное издание, недельное, месячное, выходящее по определенным срокам.

Журналист — чиновник присутственного места, ведущий журнал.

Журналистика — журнальная, срочная словесность.

Задания:

 Студийцам предлагается выпустить газету, в которой они должны рассказать о себе с помощью имеющихся средств:

•   листа ватмана;

•   фломастеров;

•   ножниц;

•   клея;

•   старых журналов и газет;

•   ​тарых открыток.

2   Если бы Вам было нужно объяснить человеку из другой планеты или иного времени, что такое газета, как бы Вы это сделали? Попробуйте!

 

Тема 2. О чем можно писать в газете? Немного из практики

К. Паустовский:

Стендаль считал даже чужие рукописи литературным материалом, подлежащим использованию, как и его собственные наблюдения. Все окружающее является литературным материалом. Плохих сюжетов нет, как и нет плохих объектов для писателя.

Задания:

1   Деловая игра «мозговая атака»: о чем можно писать в газету? Коллективные поиски ответов на поставленный вопрос.

 Вопросы к себе:

•   какое участие я принимал в игре?

•   важна ли для меня оценка окружающих?

•   чье участие в обсуждении я мог бы оценить со знаком плюс?

 

Тема 3. Как найти тему для газеты? Немного теории

Найти хорошую тему для журналиста — значит, обнаружить яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже возникшую и требующую урегулирования. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал.

Задание: составьте ассоциограмму «Детство».

По очереди назовите отдельные слова, выражения, которые ассоциируются у Вас с детством. Например: радость, игрушки, сладости, беззаботность и др. Далее назовите наиболее яркие эмоциональные ощущения, связанные с детством, полученные ответы запишите, создавая наглядную картинку этих воспоминаний. Опираясь на данную схему, сделайте выводы  о преимуществах и недостатках данного периода жизни, вспомните ситуации, которые вызвали самые яркие впечатления. Опишите их. Подумайте над вопросом: могло ли произойти подобное с другим человеком, ребенком, взрослым? Можно ли об этом  рассказать на страницах газеты?

 

Тема 4. Что такое журналистский текст? Почему нельзя писать в газету сочинение? Немного из практики

Из очерка Б. Пастернака:

Все время из горящего дома на озерной набережной доносится звук “Чижика”. Говорят, там бренчит на пианино мальчик, оставшийся без отца и матери. Его здесь знают. Тут же я слышу, как наши военные сговариваются взять его с собою. Близится вечер.

Противоестественность зрелища так велика, что отраженным образом ее все время приписываешь освещению. Все засижено мухами. За колючей изгородью тюрьмы через дорогу производит расследование массовых расстрелов и пыток немецкой комендатуры выездная комиссия из Москвы. Где-то вертится и гнусавит патефон, и, озаренные черным креповым светом с замогильного неба, целыми улицами лежат обмякшие здания с развинченными каменными конечностями, хватаясь за соседей.

Из газет:

Российский путешественник Федор Конюхов с командой завершил переход через Атлантику на катамаране “Алые паруса”. Плавание от Барбадоса до Англии заняло 16 дней. Это на два дня меньше прежнего мирового  рекорда, принадлежащего французам. Экипаж “Алых парусов” состоит в основном из россиян. Все они живы и здоровы, только один во время шторма прищемил руку лебедкой.

Задания:

1   Подберите несколько текстов (из газет, любого учебного пособия, из художественного произведения). Сравните по плану:

•   когда был текст написан?

•   могли бы Вы назвать его адресат (т.е. предположительно, к какой аудитории он может быть обращен)?

•   что конкретно Вы узнали из текста?

•   какую реакцию он в Вас вызвал?

 Напишите текст в рубрики «Событие недели» и «Ступеньки» (литературная страничка).

 

Тема 5. Где прячется информация? Немного теории

Источники информации — документ, человек, предметно-вещественная среда.

Документ — хранилище информационных продуктов, благодаря которому они включаются в коммуникационный процесс. Человек – «живой источник» информации. Он всегда ее свидетель, носитель и хранитель.

Предметно-вещественная среда — все то, что нас окружает (предметы, вещи и др.).

Задания:

 Принесите на занятия различные этикетки  и упаковки от продуктов питания разных фирм. Изучите их.

2   Напишите текст в газету о том, что продается в наших магазинах и полезно ли эти продукты есть.

 

Тема 6. То, что пишет журналист, это о человеке и для него.  Немного из практики

«…Когда в середине года он впервые вошел в класс, мы чуть не попадали со стульев от смеха. Сдержать было действительно трудно: невысокий, тучный, с красным лоснящимся лицом. Человек без возраста все время подтягивал брюки, которые и так начинались прямо на груди, а заканчивались почти под коленями. Мощные желтые ботинки — “турики”, казалось, возмущались от соседства с темно-синим галстуком, более похожим на удавку. Его движения были клоунскими, карикатурными и следовали с какой-то потешной закономерностью: подтягивая брюки, он ронял журнал, поднимал журнал — терял очки… И при этом поправлял галстук. Прозвали мы его Бедоносец. Мы и представить себе не могли, что может быть что-нибудь еще более чудесное, чем его нелепое появление. Но открытия были впереди. Да, это были настоящие открытия! Бедоносец был “бедоносцем” лишь в обычном мире обычных людей и вещей, он терялся лишь в каких-то житейских, мелких бытовых ситуациях. Но он преображался и царил в мире Истории. Мы, завороженные переменой, увлеченные, забывали о звонке. История переставала иметь для нас вид “телеграфных сообщений, выстроенных в хронологическом порядке”. История — это, оказывается, наука деталей и интереснейших подробностей. Вот квадратная копейка. Ее чеканили во времена Екатерины I, некогда юной пленницы Марты Рабе…

На уроках мы замолкали мгновенно: голос Бедоносца, негромкий, вкрадчивый, всегда звучал убедительно и завораживающе. Мы почему-то всегда ужасно волновались за него, ведь за пределами класса он был таким беспомощным.

Сергей Иванович ушел также неожиданно, как и появился: его сшибла машина. Он был мысленно где-то далеко от этой суетной улицы и ничтожных сиюминутных проблем…

Невысокий, тучный, робкий, нелепый, в коротких брюках…

Ах, как бы хотелось, чтобы он снова вошел в класс!!!» (А. Николаев)

Задания:

1   Составьте вопросы своим одноклассникам, которые позволили бы вам понять их характер, внутренний мир.

2   Задайте вопросы одному из ребят, запишите ответы. Проанализируйте содержание вопросов и ту реакцию, которые они вызвали у вашего собеседника.

 

Тема 7. Текст как мир. Немного теории

Одним из первых сумел осмыслить сложную природу текста философ М. М. Бахтин. Ученый определял текст как «плоть общения». По мысли литературоведа Ю. М. Лотмана, каждый объект как текст. Газета — это всегда настоящий роман, и там есть все, что в жизни, поэтому текст — это мир.

Задание: подробно опишите место своего пребывания, обратив внимание на конкретные детали.

Варианты тем:

•   Подъезд, в котором я живу;

•   Школьная столовая;

•   Прилавок магазина.

 

Тема 8. Знакомые незнакомцы. Немного теории

Жанр — род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. По определению М. М. Бахтина, жанр — это творческая память человечества. В жанрах на протяжении веков их жизни накапливаются формы видения и осмысления определенных сторон мира. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. Например, в изобразительном искусстве основные жанры определяются по предмету изображения (портрет, автопортрет, пейзаж) или по его характеру (карикатура, шарж).

Жанр музыкальный — многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением (марш, танец, колыбельная); способом исполнения (вокальные, сольные, ансамблевые, хоровые, вокально-инструментальные); условиями (местом) исполнения (театр, концерт, киномузыка); с особенностями содержания и формы (опера, лирико- комедийная опера и т.д.).

Литературные жанры выделяют по объему: малая форма (рассказ), средняя (повесть), большая (роман), а также по преобладающему настроению: сатирическому, трагическому и др.

В теории журналистики под жанрами принято подразумевать устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными характеристиками (заметка, корреспонденция, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью, обозрение, фельетон, зарисовка и др.).

Задания:

1   Найдите в газетах материалы разных жанров. Попытайтесь их охарактеризовать, руководствуясь своими  сложившимися представлениями.

 Найдите в СМИ текст-новость. По образцу напишите о любом новом событии дня. Ответьте на следующие вопросы:

•   Как Вы нашли событие-новость?

•   Что или кто Вам помог в этом?

А также:

•   Докажите, что это событие является на самом деле новостью.

•   Проанализируйте представленный ниже текст вашего сверстника, который был опубликован в газете.

Наполеонами не рождаются, ими становятся

«Не верите? А вот вам единственный шанс проверить.

Во-первых, начну с того, что сообщу вам преприятнейшее известие: мой одноклассник утер нос всем юным психологам России, захватив в нелегком бою пальму первенства на Второй Всероссийской олимпиаде по психологии. Мой вам совет: забросьте подальше иностранца Карнеги и поспешите к Косте Архипову, проживающему в городе Миассе Челябинской области.

Но нелегок был путь архангельского юноши (Михаила Ломоносова) в Москву, нелегок был и путь одиннадцатиклассника из обычной средней школы в Калугу, где проходила олимпиада.

С чего же все началось? Месяц октябрь, год 1998. Звонок  на урок, тогда Костя в первый раз посетил урок психологии. Как он сам признается сейчас: “Это было довольно весело и интересно”. А несколько месяцев спустя он уже готовился к олимпиаде. Костя поразил комиссию своими знаниями “барьеров общения”, дал глубокий анализ по методике Э. Бернса поведения малыша из мультфильма “Малыш и Карлсон”. А дальше участие в областной олимпиаде, а затем и во Всероссийской. Трудности возникли с покупкой билета на поезд до Калуги, ни город, ни область ни в чем не помогли. Но до Калуги Костя все-таки добрался и победил. Для него как гром среди ясного неба прозвучали слова председателя комиссии: “Победителем нашей олимпиады стал Архипов Костя из города Миасса Челябинской области”. Так что Наполеонами не рождаются, ими становятся. И новые Ломоносовы все идут, не останавливаясь».                                                              

                                                   

Тема 10. Отчего тексты бывают скучными? Немного теории

О методах и приемах, которыми журналисты пользуются, создавая текст, редко кто задумывается. Нет необходимости: когда есть «опыт», «рука набита», выбор нужного шага в процессе творчества осуществляется автоматически. Дело только в том, какие накоплены ресурсы для автоматического использования. Богатые – текст родится соответствующий. Бедненькие – и текст будет обедненным. Это ответ на вопрос, почему иной раз журналистские материалы бывают скучными.

Информацию можно изложить, используя: констатацию, описание, повествование, характеристику, объяснение, рассуждение, цитирование, ссылку, а также словесную инкрустацию.

Задания:

 Продолжите текст, используя вышеназванные приемы:

«Грибы любят песчаные почвы…».

 Найдите в тексте слова, экспрессивно окрашенные:

«О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и мнит к себе, а от ласки его кружится голова» (А. П. Чехов).

3   Найдите синонимичные выражения следующим фразам из газет:

•   «Госдума поменяла крышу»;

•   «Ученые покажут раку, где ему зимовать»;

•   «От лириков – к физикам»;

•   «Кормилец Севера».

 Расскажите о каком-то случае из своей жизни, используя метод словесной инкрустации – предъявления информации, в основе которого лежит метафора: перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста («нос самолета», «свинцовый дождь»). В основе этого способа может быть и сравнение («черные брови, как бархат»).   

 

Тема 11. Сам себе редактор. Немного из практики

Как я редактировал сельскохозяйственную газету

«…Не без опасения взялся я временно редактировать сельскохозяйственную газету. Совершенно так же, как простой смертный, не моряк, взялся бы командовать кораблем. Но я был в стесненных обстоятельствах, и жалование бы мне очень пригодилось бы. Редактор уезжал в отпуск, я согласился на предложенные им условия и занял его место. Чувство, что я опять работаю, доставляло мне такое наслаждение, что я всю неделю трудился, не покладая рук. Мы сдали номер в печать, и я едва мог дождаться следующего дня – так мне не терпелось узнать, какое впечатление произведут мои труды на читателя… Приблизительно через полчаса вошел какой-то почтенный старец…

— Это вы и есть новый редактор?

— Я сказал, что да.

— Вы когда-нибудь редактировали сельскохозяйственную газету?

— Нет, – сказал я, – это мой первый опыт.

— Я так и думал. А сельским хозяйством вы когда-нибудь занимались?

— Н-нет, сколько помню. Не занимался.

— Я это почему-то предчувствовал, – сказал почтенный старец, надевая очки и довольно строго взглядывая на меня поверх очков. Он сложил газету поудобнее.

— Я желал бы прочитать вам строки, которые мне внушили такое предчувствие. Вот эту самую передовицу. Послушайте и скажите, вы ли это написали? “Брюкву не следует рвать руками, от этого она портится. Лучше послать мальчика, чтобы он залез на дерево и осторожно потряс его”.

— Ну-с, что вы об этом думаете? Ведь это вы написали, насколько мне известно?

— Что думаю? Я думаю, что это неплохо. Думаю, это не лишено смысла. Нет никакого сомнения, что в одном только нашем округе целые миллионы бушелей брюквы пропадают из-за того, что ее рвут недозрелой, а если бы послали мальчика потрясти дерево…

— Потрясите вашу бабушку! Брюква не растет на дереве…» (Марк Твен)

Задания:

1   Поменяйтесь с коллегой из вашей редакции черновыми  вариантами будущих материалов. Изложите свои замечания и предложения.

2   Как вы понимаете следующее высказывание:

«Выпуск газеты — полезное дело, потому что оно приближает нас к гуманному обществу. Люди, которые не разговаривают друг с другом, прежде всего, делают хуже самим себе. Газета, выпускаемая хотя бы в 50 экземплярах, может изменить очень многое» (Жак Гонне, директор Центра связи преподавания и средств информации — КЛЕМИ, Франция).

 Поясните смысл фразы: «Ошибка журналиста может причинить человеку боль».

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com