Право и журналистика

Юридическая компетенция в сфере поиска, производства и распространения массовой информации — обязательный компонент системы профессиональной подготовки журналистов. В учебном плане он представлен дисциплиной «Правовые основы журналистики», которая в настоящий момент в Южном федеральном университете объединена с дисциплиной «Международное гуманитарное право и СМИ».

Личный опыт показывает, что юридическим дисциплинам будущие журналисты уделяют недостаточно внимания. Как правило, они прекрасно схватывают лекционную часть курса и почти мгновенно подбирают удачные примеры для иллюстрации отдельных ситуаций. Но изучение самих текстов законов среди студентов непопулярно, что приводит к нечеткому пониманию системы законодательства о СМИ и его отдельных норм. Совершенно очевидно, что современным журналистам следует знать не только основные правила и юридические понятия Закона РФ «О средствах массовой информации», но и нормы из разных источников права, имеющих прямое отношение к их профессиональной деятельности. 

Кроме того, существует и определенная путаница в понимании и применении конкретных юридических норм как у начинающих, так и уже работающих журналистов. Например, журналистка одной газеты написала: «В связи с принятием Областного закона служебная информация органов государственной власти будет размещаться на сайте правительства области и станет доступной для всех, кто желает с ней ознакомиться». В данном тексте автор продемонстрировала существенный юридический пробел в своих знаниях, поскольку служебная информация является конфиденциальной информацией и не может быть доведена до всеобщего сведения (если речь не идет о журналистском расследовании или ином разоблачающем материале). Это правило закреплено в соответствующих законах.

Помимо терминологической путаницы хотелось бы обратить внимание на использование личной информации граждан в журналистских текстах. Речь идет не только о персональных данных. Так, местное интернет-издание разместило критический материал о работе пресс-службы одного из государственных органов по Ростовской области. Казалось бы, и критика справедлива и аргументирована, и проблема вынесена на всеобщее обсуждение, все источники указаны, в том числе страница социальной сети, откуда взяли иллюстрацию к материалу. Только вот сама фотоиллюстрация носила личный характер, поскольку по своему содержанию не имела никакого отношения к исполнению служебных обязанностей героя публикации. И для использования подобного фото ссылки на страничку в социальной сети явно было недостаточно. Требовалось согласие владельца снимка. Справедливости ради отметим, что он претензий к изданию не предъявил. Так и «висит» этот материал в архиве сайта. Кроме того, нередки случаи, когда под материалом даются комментарии, не всегда сдержанные и относящиеся к теме публикации. 

,

существует определенная путаница в понимании и применении конкретных юридических норм как у начинающих, так и уже работающих журналистов

,

Конечно, без соответствующего юридического образования журналисту сложно разобраться в тонкостях многочисленных юридических терминов и коллизиях правовых норм, а постоянный рабочий аврал делает это в принципе невозможным. Поэтому так важно обеспечить эффективное усвоение юридической информации в процессе постижения журналистской профессии в вузе. И наиболее эффективным способом для этого являются практические занятия в рамках дисциплины «Правовые основы журналистики», на которых студенты разбирают ситуации — кейсы из реальной журналистской практики. Ведь для того, чтобы дать аргументированную юридическую оценку той или иной ситуации, студенту необходимо изучить справочную литературу, проштудировать несколько законов и подобрать соответствующие нормы.

Например, учащимся предлагается имевшая место в действительности ситуация из повседневной журналистской работы. Журналистов районной газеты не пустили на открытое заседание органа местного самоуправления. Как выяснилось после, в здании пропускной режим, а журналисты намеревались пройти чрез КПП без документов и даже не попытались связаться с пресс-службой для содействия в получении пропуска на мероприятие. Задача студентов — определить:

1   Было ли нарушение прав журналистов на доступ к информации?

2   Кто конкретно допустил такое нарушение?

3   Допустили ли ошибки сами журналисты?

4   Если да, то в чем именно?

5   Какие нормы права можно применить к данной ситуации?

Ситуации с фото из социальной сети и служебной информацией также могут послужить предметом обсуждения и юридического анализа в рамках практических занятий по «Правовым основам журналистики». Как правило, в подобных кейсах студенты безошибочно фиксируют факты нарушения прав журналистов. И только после более детального изучения, и анализа отдельных законодательных норм находят допущенные уже журналистами ошибки.

Хорошим приемом усвоения юридической информации является деловая игра с полным погружением в специфическую терминологию и соответствующую ей практическую среду. Например, игровой судебный процесс по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации или нарушении неприкосновенности частной жизни, права на изображение, персональных данных.

За основу берется судебный конфликт, имевший место в реальной жизни. Его суть первоначально излагается в форме задачи. Если есть спорная публикация и сопутствующие материалы, они также входят в комплект заданий. Студенты распределяются на две группы: сторону истца и ответчика. На подготовку отводится одна-две недели. В течение академического часа стороны отстаивают свою позицию, приводят доказательства. И по завершении дискуссии студенты сами решают, какая сторона была более убедительна, — роль судьи не предусмотрена. И только после этого им предлагается познакомиться с настоящим решением суда по данному делу. Интересно, что «вердикт» участников игрового процесса не всегда совпадает с постановлением суда. Такой обучающий «квест» для достижения юридической грамотности полезно пройти всем будущим журналистам.

,

предоставление всесторонних базовых знаний правовых основ журналистики — по-прежнему обязанность факультетов журналистики

,

Для итогового закрепления теоретической информации студенты проводят самостоятельное исследование, посвященное отдельному аспекту правового регулирования СМИ, и сообщают о его результатах в аудитории в форме доклада или презентации. Чем активнее дискуссия после каждого доклада, тем выше эффективность проделанной работы. Темы исследовательских работ разнообразны, например:

•    «Правовые основания для увольнения главного редактора» (была предложена самой студенткой),

•    «Правовой статус интернет-СМИ»,

•   «Унижение чести, достоинства и деловой репутации в СМИ», •

•   «Государственная тайна и СМИ»

•   «Авторские права журналистов» и т.д.

Хотелось бы еще упомянуть о тестировании как промежуточной либо итоговой оценки знаний. Большинство вопросов рассчитано на проверку усвоения отдельных норм права:

— сроков предоставления информации;

— случаев свободного использования произведений;

— перечня общедоступной и ограниченной информации;

— порядка публикации опровержения и ответа;

— частной жизни и общественного интереса и так далее.

Личный опыт показывает, что хорошие результаты достигаются студентами благодаря активной работе на практических занятиях, а также презентациям исследовательских работ с последующим их обсуждением. Вместе с тем итоговое тестирование полезно и самому преподавателю, поскольку позволяет оценить уровень усвоенных аудиторией знаний.

И, наконец, самое главное. Лишнего времени у работающего журналиста не бывает. Поэтому очень важно, чтобы к трудовой деятельности он приступал с уже сформировавшейся и устоявшейся системой юридических знаний, а также полученными навыками поиска и усвоения новой юридической информации. Поэтому предоставление всесторонних базовых знаний правовых основ журналистики — по-прежнему обязанность факультетов журналистики.

А чтобы правовые основы журналистики эффективно усваивались студентами, интересно должно быть всем: и преподавателю, и студентам.