Птичка просто так не вылетит

ЖУРНАЛИСТ открывает новую рубрику, которую будет вести фотожурналист, преподаватель факультета журналистики МГУ Юрий Трубников. Для начала мэтр приглашает на обзорную экскурсию по своему цеху.


В России нет стройной системы фотографического образования. Попытки создать ее были, но ни к чему не привели. Журналистское, техническое, гуманитарное образование — сколько угодно, а фотографического — с гулькин нос… Не будем брать западные страны с давней и хорошо развитой системой фотографического образования, возьмем нашу страну.

,

,

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Людмила Сёмова, историк отечественной фотожурналистики:

«Советская власть рассматривала фотографию как эффективное средство пропаганды и агитации, сила воздействия которой объяснялась ее свойствами наглядности и документальности. Очевидными были две серьезные проблемы: отсутствие собственной фотопромышленности и отсутствие специализированного фотообразования. Уже в марте 1918 г. в Петрограде был организован Высший институт фотографии и фототехники — первое в России специализированное высшее учебное заведение; в августе при ВИФФ открылись краткосрочные курсы по фотографии. Преподавание фотографии ввели в Московском межевом институте. В 1920-х гг. Ленинградский фотокиноинститут был преобразован в фотокинотехникум с трехлетним обучением. Были открыты фотокурсы при МГСПС. Однако потребности в квалифицированных кадрах фоторепортеров для прессы были гораздо больше возможностей учебных заведений. В среде фоторепортеров образование имели единицы: Е. Лангман учился в Одесском художественном училище и в Московской консерватории, А. Скурихин окончил ВХУТЕМАС, Я. Халип — операторский факультет ГИКа.

Некоторые приходили в фотожурналистику, имея опыт ученичества в портретных ателье (М. Альперт, П. Оцуп, Н. Петров, А. Шайхет, А. Штеренберг), иные — по семейной линии (А. и В. Булла — сыновья К. К. Булла, О. Игнатович — сестра Б. Игнатовича), из любительских объединений (М. Озерский — из фотокружка при Краснопресненском клубе кустарей; С. Владимиров и В. Чернов — из фотокружка фабрики «Красный Октябрь»). Очень часто фоторепортеры учились с нуля на практике в изданиях (Д. Дебабов, Б. Игнатович, Б. Кудояров, М. Марков-Гринберг, Г. Петрусов, В. Тёмин).

В 1930-х гг. фотографию преподавали в Московском полиграфическом институте, работали курсы при тресте «Союзфото» (на них, в частности, преподавал А. Родченко). В 1931 году были открыты курсы для рабочих фотокорреспондентов при Пресс-клише ТАСС. Тогда же начали работу курсы при Московском доме печати».

,

,


Павел Кривцов, мэтр отечественной фотографии, разбирает снимки учащихся Программы профессиональной подготовки «Фотожурналистика» журфака МГУ

«ФОТКАЮТ» ВСЕ!

За последние 15 лет развитие цифровой фототехники сделало фотографию общедоступной, все стали «фоткать» и заваливать интернет десятками миллиардов снимков мусорной ценности, в которых тонут хорошие работы. Магия пленочной технологии — проявители и закрепители, увеличитель, красный свет, темнота печатной лаборатории — делала профессию фотографа и фотожурналиста в некотором роде элитарной. Теперь каждый может снять кадр и запостить его в интернет, а редакция — в две секунды найти его и напечатать.

,

На платные курсы приходят люди с жизненным опытом и с сильной мотивацией освоить фотокамеру как инструмент творчества

,

Мы сейчас живем в мире непрофессиональной креативности. Как сделать ее профессиональной, как поддержать и повысить уровень фотожурналистской работы?

Ответ очевиден: учиться, учиться и учиться! Фотография в первую очередь это ремесло — следовательно, надо изучать свою камеру, ее возможности, характеристики и особенности применения объективов, программы обработки снимков (графические редакторы). Непременно надо изучать законы композиции, колористики и прочее и прочее.

,

,

«ПО ГАМБУРГСКОМУ СЧЕТУ»

Александр Беленький, фотожурналист:

«Я преподаю в СПбГУ предметы, связанные с фотографией и журналистикой, и одновременно веду группы на фотофакультете — старейших в Петербурге курсах для фотожурналистов.

Сегодня, когда поле фотожурналистики сужается стремительно, сложно представить, какие навыки необходимы специалисту. Раньше это был выпускник, способный делать грамотные подписи к фото, владеющий фотокамерой и способный создавать отдельные информационные снимки и репортажи, умеющий работать в редакционной команде. В наши дни штатных фоторепортеров в изданиях почти не осталось, а сами бумажные СМИ исчезают. Работа фрилансером в любом городе страны (возможно, кроме Москвы) не кормит.

Современный фотожурналист видится мне как индивидуал, отлично владеющий камерой, умеющий снимать фото и видео, владеющий версткой и готовый взяться не только за журналистскую работу, но и за коммерческие заказы — от презентаций до свадеб. Он умеет снимать репортаж, осваивает студийную съемку, умеет верстать бумажные версии СМИ и размещать материалы на интернет-площадках, создавая лонгриды, web-documentary и мультимедиа. А еще он участвует в фотоконкурсах и ведет свой блог.

В университете фотожурналистике уделяется немного времени: один семестр на втором курсе — базовые «Основы визуальной журналистики» для всех и продвинутый курс «Теория и практика визуальной журналистики» на третьем курсе для тех, кто выбрал нашу кафедру «Медиадизайн и информационные технологии».

,

,

Отличие учащихся университета от платных курсов фотофакультета два. В университет приходят в основном девушки без жизненного опыта и с низкой мотивацией к учебе, поскольку слабо представляют себе, чем будут заниматься в будущем. На платных курсах — люди с жизненным опытом и с сильной мотивацией освоить фотокамеру как инструмент творчества.

Второкурсники университета изучают базовые навыки владения камерой. На третьем курсе задания труднее — сложные виды съемки, такие как панорама, спортивная, ночная. Рейтинговое задание — найти свою тему, снять и сверстать фотоисторию, фотокнигу или разместить материал на интернет-площадке. Для магистрантов и продвинутых студентов задание еще сложнее — мультимедийная история с фото, видео, возможно, закадровым нарративом, интершумом, интервью, текстом и, конечно, вменяемым сюжетом».

,

СОВРЕМЕННЫЙ ФОТОЖУРНАЛИСТ ОБЯЗАН отлично владеть камерой, уметь снимать фото и видео, владеть версткой и быть готов взяться не только за журналистскую работу, но и за коммерческие заказы — от презентаций до свадеб

,

В МГУ есть кафедра фотожурналистики и технологий СМИ (я там преподаю), на ней училась почти вся элита отечественной фотожурналистики — фотожурналисты ведущих изданий и агентств, лауреаты премий — от «Пулитцера» до «Уорлдпрессфото».

,

,

Олег Бакулин, заведующий кафедрой:

«Я бы выделил несколько особенностей фотожурналистского образования на кафедре фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ. Во-первых, к нам приходят бакалавры третьего года обучения, т. е. люди с важным для фотожурналиста культурным и профессиональным бэкграундом. Во-вторых, учебный план нашей кафедры наряду с прикладными дисциплинами включает в себя теоретический блок: историю фотографии, жанры фотожурналистики, основы фотокомпозиции. В-третьих, мы внимательно следим за тем, что происходит с профессией сегодня, поэтому рассказываем студентам, как фотография развивается в динамично меняющейся мультимедийной среде, говорим о новых площадках, которые фотожурналист может использовать для реализации своих проектов (например, о краудфандинге). В-четвертых, кафедра открывает новые и обновляет уже существующие спецкурсы и семинары. Для тех же, кто рассматривает фотожурналистику в качестве своей возможной будущей профессии, на факультете открыта программа профессиональной переподготовки.

Получается, есть два уровня фотообразования: фотошколы, курсы, мастер-классы — и второй уровень, более высокий, соответствующий требованиям современной фотожурналистики, — университеты (МГУ, СПбГУ, Университет дизайна и технологий) и факультет фотокорреспондентов (СПб)

,

Фото: Юрий Трубников