Маленький гигант большого текста

«Районки», «муниципалки», «корпоративки» — все эти малозаметные бойцы медиафронта уже перешли в наступление на интернет и социальные сети. А как иначе, ведь и их со всех сторон давят: государство раздает гранты и субсидии самым активным, аудитория голосует рублем, в социальных сетях поджимают районные паблики. Проблемы и возможности «районок» обсуждались на конкурсе «Фестиваль малой прессы», который недавно прошел в Санкт-Петербурге.

Вообще самим журналистам наименование «малая пресса» не очень нравится, но что поделать. Как пишет историк печати, профессор Людмила Громова, «малая пресса» XIX в. — это массовые газеты (Петербургский, Московский листки, рассчитанные на обывателя с невзыскательным вкусом и невысоким образовательным уровнем)». Однако в позапрошлом веке, говоря о малой прессе, современники имели в виду в целом развлекательную печать, так называемые пестрые издания, которые были рассчитаны на разного читателя и для которых писали разные по уровню образованности и социальному происхождению авторы.

Сейчас в академических кругах к малой прессе относят муниципальные, районные и небольшие корпоративные издания — исключительно по охвату аудитории . В остальном это такие же серьезные газеты, как и все остальные, только спектр их информационного поля намного уже.

 

ДЖОКЕР КРОЕТСЯ В МЕЛОЧАХ

Местный уровень прессы хорош тем, что читателям интересна информация о любых мелочах в радиусе нескольких километров — что это за новая стройка под окнами, почему перестали чистить снег на тротуарах, когда появится вместительная парковка во дворе. Но сейчас вместо этого читатель почему-то в лучшем случае получает сообщения о том, что в библиотеке прошел очередной концерт с чтением стихов и чаепитием. А в худшем — читает бесконечные зубодробительные заметки о чиновниках, прокуратуре и МЧС. Редакторы возразят, что они обязаны это публиковать. Но никто не отменял «человеческой» подачи новости и понятного русского языка.

Забота о читателе в данном случае выглядит так: новости должны быть короткими и понятными, большие тексты хорошо бы перемежать врезками (справками и мнениями) и подзаголовками, заголовки могут быть неназывными и привлекательными. 

,

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ ПРЕССЫ ХОРОШ ТЕМ, ЧТО ЧИТАТЕЛЯМ ИНТЕРЕСНА ИНФОРМАЦИЯ О ЛЮБЫХ МЕЛОЧАХ В РАДИУСЕ НЕСКОЛЬКИХ КИЛОМЕТРОВ ОТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

,

Жюри фестиваля отметило, что издания часто не используют свой главный козырь — локальность, а стремятся выйти сразу с региональной повесткой и при этом совершенно не отслеживают конкурентов на своей основной «делянке», те же районные паблики.

 

ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ ЖЮРИ ПРЕДЛОЖИЛО:

•   регулярно обновлять контент, не публиковать позавчерашние 
 новости;

•   чаще писать очерки и репортажи о жизни простых жителей района;

•   сделать формат новостей удобным для чтения;

•   использовать инфографику, трансляции, опросы и интерактивы, необходимо взаимодействовать с  аудиторией, привлекать большее число читателей и подписчиков;

•   избавляться от большого количества аббревиатур, длинных заголовков, сложных лидов и повторяющихся рубрик;

•   следить за деятельностью конкурентов, взаимодействовать с неофициальными пабликами.

Когда слово дали самим редакторам СМИ, то моментально развернулась острая дискуссия о работе с комментариями читателей и о троллях, которые мешают работать конструктивно. Например, компания ГУП ТЭК СПб отключила комментарии в социальных сетях после неадекватных посланий от «маньяка».

Гость фестиваля, глава петербургского комитета по печати Сергей Серезлеев, еще раз обратил внимание на важную миссию небольших изданий:

Само название «Фестиваль малой прессы» немного принижает роль корпоративных, заводских, районных изданий, как будто бы они делают маленькое, незаметное дело. На самом деле работа на местах — это очень большое дело, это очень важно для людей, которые хотят читать про свой квартал, свою улицу, свое предприятие, и это им гораздо ближе, чем «большие» мировые новости.

Интересно, что в ходе двух предыдущих конкурсов активность участников зашкаливала, ведь жюри оценивало печатные версии изданий. В этом году желания показать свою работу заметно поубавилось, поскольку на конкурс принимались только интернет-версии и группы в социальных сетях. На самой церемонии фестиваля наблюдался аншлаг — пришли те, кто не участвовал в конкурсе, но хотел бы узнать рецепты успеха. Для ориентира в 2018 году жюри предложило следующих победителей.

,

,


Сайт газеты «Гатчинская правда»

АПТЕЧКА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Внешний вид ресурсов — не всегда «дело рук самих утопающих». В выгодном положении оказываются редакции, чьи страницы встроены в уютную систему муниципальных сайтов или в общий сайт медиахолдинга. В противном случае страницы выглядят в основном как лучшие образцы веб-дизайна 10-20-летней давности. Но вместо описания ошибок сразу предложим способы решения ключевых проблем.

,

Победители

Номинация «Лучший сайт»

Первое место: газета «Гатчинская правда»

Второе место: газета «Маяк» (Сосновый Бор)

Третье место: газета «Вести Стрельны»


Номинация «Лучшая страница в социальныъ сетях»

Первое место: газета «Кронштадтский вестник»

Второе место: газета «Маяк» (Сосновый Бор)

Третье место: газета «Невский округ»

,

•   Рубрикация. Лучше меньше, да лучше — таким может быть принцип современной редакции. Начните с сокращения мертвых рубрик, с объединения похожих, с переименования устаревших. Помните, 
что самые «модные» медиа делят свой контент на «новости» и «истории».

•   Кнопки соцсетей. Они должны быть просто видны. Не спрятаны под грузом баннеров или на самом дне прокрутки. А еще лучше, если это не кнопки, а полноценные виджеты. Длинный ряд кнопок — не всегда показатель большого успеха. Если на telegram-канал издания подписано 5 человек, то, возможно, пока не стоит тратить время на поддержание такого ресурса.

•   Теги и атрибуция. Не дайте читателю потеряться в потоке вашего ценного контента, помогите ему подобрать материалы по теме или сориентироваться в текстах конкретного автора. Без тегов и внятного поиска по материалам ресурс выглядит как бездонное море.

•   Счетчики аудитории. Их отсутствие говорит о том, что издание оценивает свою работу на глаз. Изучение аудитории — первоочеред
ная задача любого интернет-проекта. Наличие неработающего счетчика — тоже не панацея.

•   Медиакит или прайс-лист. В этом разделе тоже неплохо бы расписать характеристики своей аудитории, которые привлекут рекламодателя. Понятное ценообразование и разнообразие предложений украсят любой медиакит. Не стоит думать, что у малой прессы рекламные возможности тоже малые. Откройте любую газету университетского кампуса в США, она наполовину состоит из модулей. 

 

ЛЮБИТЕЛИ НАСТУПАЮТ НА ПЯТКИ

Вдохновение можно черпать и в зарубежных примерах развития небольших медиа, которых огромное количество в тех же США. Помимо создания медиа крупные медиахолдинги финансово поддерживают журналистов, которые пишут о локальных новостях (например, британская ВВС и американская ProPublica). Полезные идеи кроются и в отраслевых отчетах, например, в докладе Local Independent Online News «Цифровые тренды в локальных новостях в 2017 году». 

,

,


Страница ВКонтакте газеты «Кронштадтский вестник»

Не исключено, что вы наткнетесь и на пессимистичные прогнозы. Так, NiemanLab опросил экспертов о том, что ждет медиа в 2018 году. Медиаэксперт Александр Жиров обратил внимание в этом опросе на мнение исполнительного директора LION Publishers Мэтта Де Риэнзо. Менеджер написал колонку о том, как будут чувствовать себя локальные медиа в ближайшие 8 лет. Оказалось, что, по мнению эксперта, локальные газеты и сайты будут понемногу отмирать за ненужностью, а на их место придут местные паблики в соцсетях и сайты, созданные местными предпринимателями и местными компаниями, где они будут писать о городской повестке. Почему такие медиа станут популярными? Потому что это информация из первых рук.

«Кто виноват в том, что источник для читателя становится важнее интерпретатора? Наверное, сами традиционные СМИ: слишком долго в последние несколько лет в локальных СМИ ковался культ блогеров, колумнистов и фейсбукеров — появились целые издания, для которых нормальным является брать информацию из фейсбуков местных персон или вовсе перепечатывать их посты целиком. В итоге читатель из цепочки «Facebook автора — перепечатка в СМИ — анонс в Facebook СМИ» исключает ненужный компонент. И этим компонентом является местное СМИ». (Александр Жиров, из поста в канале Mesta.me)

Получается, что пока традиционная пресса раскачивается для цифровых перемен, на пятки наступают любительские локальные медиапроекты. 

,

ТИПИЧНЫЕ ОЦЕНКИ ЭКСПЕРТА ПО САЙТАМ ДЛЯ «ЗОЛОТОГО ФОНДА ПРЕССЫ»

•   ПРАЙС-ЛИСТ НАХОДИТСЯ В РАЗДЕЛЕ «О ГАЗЕТЕ», А РАЗДЕЛ «РЕКЛАМА» ПУСТУЕТ. Раздел «О газете» повествует о славных годах истории издания, но никак не направлен на современную аудиторию — не описывает ее и не указывает на то, что именно газета значит в сегодняшней жизни города, какие задачи перед собой ставит.

•   РУБРИКАЦИЯ НЕЯСНАЯ. Рубрика «Интересно» полностью состоит из перепечаток с других сайтов, причем некоторые ссылки ведут на заблокированные ресурсы. Смысла в перепечатках нет, если только не адаптировать их под свой ресурс.

•   КОНТЕНТ СТАНДАРТНЫМ НАБОРОМ ИЗ ТЕКСТА И ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ. Добавляют ценность разделы с радиоконтентом и расписанием общественного транспорта.

•   ФОТОГАЛЕРЕИ РАЗМЕЩАЮТСЯ НЕ НА САМОМ САЙТЕ, А НА ВНЕШНИХ ИСТОЧНИКАХ. К фотографиям нет подписей, так что в большинстве случаев сложно разобраться, что происходит в кадре.

•   ИЗДАНИЕ АКТИВНО РАБОТАЕТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ОДНАКО ЕСТЬ СМЫСЛ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА  НЕСКОЛЬКИХ КАНАЛАХ (например, на YouTube всего 1 подписчик, а в Telegram — 22). Очевидно, нужен специальный сотрудник, который бы занимался не сайтом, а непосредственно социальными сетями.

•   РАЗДЕЛ ВИДЕО НЕ ОБНОВЛЯЕТСЯ с 2011 года. Других мультимедийных форматов на сайте нет.

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com