,
Голландское интернет-СМИ De Correspondent издается с 2013 года. То есть это еще стартап. Тем не менее, за четыре года издание набрало 60 тысяч подписчиков, что сопоставимо с половиной подписной базы New York Times, мирового рекордсмена по подписке (если масштабировать по населению Голландии).
При этом у De Correspondent нет пэйвола и нет подписки. Издание работает по модели membership — просит читателей оказать финансовую поддержку. (ЖУРНАЛИСТ писал об этой модели, наиболее успешно реализуемой в Guardian).
De Correspondent исповедует подходы, которые обычно называют slow news (медленные новости) и constructive journalism (конструктивная журналистика).
В специальном манифесте издания сообщается:
Мы берем темы, которые ускользают с радаров СМИ, гонящихся за 24-часовым освещением. De Correspondent обеспечивает антидот против новостной лихорадки. Мы нацелены на основательность, а не сенсации, на конструктивный инсайт, а не кликбейты.
Это нечто вроде нашумевшей некогда Догмы «Ведомостей». Только догма De Correspondent содержит не подробные инструкции для журналиста, а всего лишь 12 философских принципов.
Среди них, например, есть описание любопытного структурного подхода. Редакция структурирована не по отделам, а по пристрастиям журналистов: у кого к чему душа лежит. Кстати, каждый из авторов издания должен выпускать свою собственную еженедельную email-рассылку. Благодаря этому под брендом De Correspondent сейчас выходит 30 рассылок!
,
,
Авторы должны избегать стереотипов и клише. Транспарентость воздымается на знамя. Приветствуется выраженная и открытая субъективность, но не допускается никакой идеологии или политической предвзятости. Редакция манифестирует «конструктивную журналистику» как противоположность «неизбывному циничному журналистскому позерству».
Среди 12 правил — отсутствие рекламы. При этом редакция стремится вовлекать читателей (они же спонсоры, они же члены клуба) в журналистские процессы. Прибыль не должна быть доминирующей ценностью, а вот отношения с читателями — должны.
В манифесте издания, конечно, много манифестативности и стартапного задора. Тем не менее, изданию удается собирать почти 6 миллионов евро в год, что вполне хватает содержать штат из 43 человек, среди которых 23 журналиста.
Структура доходов следующая:
• membership / членские взносы читателей — 68 %;
• книги — 14 % (за четыре года издано 5 книг, все по острым публицистическим темам, с продажей тем же членам клуба и агрессивным продвижение; все книги вышли в топы местного рынка);
• целевой фандрайзинг — 10 % (тематические кампании);
• платные выступления журналистов — 5 % (агрессивное продвижение авторов как публичных спикеров и лекторов);
• разовые пожертвования — 2 %;
• мероприятия и партнерские проекты — 1 %.
Кстати, при такой лояльной аудитории очевиден большой бизнес-потенциал именно в организации мероприятий.
Издание настолько уверено в своих силах, что нацелилось на американский рынок. В качестве одного из инструментов продвижения De Correspondent создал The Membership Puzzle Project, который изучает и продвигает клубную модель СМИ.
В частности, исследования показывают, что читатели-спонсоры не только жертвуют деньги, но и свои таланты, знания, время на поддержку издания. Тот, кто вкладывает, всегда более лоялен, чем тот, кто покупает.
,