Журналистике угрожают не фейк-ньюс, а авторствующая публика

,

Cision, одно из ведущих мировых медиаагентств, представило результаты своего регулярного исследования State of the Media Report 2018. Это опрос почти полутора тысяч журналистов в Великобритании, США, Канаде, Франции, Германии и Швеции с целью выяснить, с какими проблемами они сталкиваются.

Несмотря на то, что битва традиционных СМИ с фейк-ньюс у всех на слуху, сами журналисты, по крайней мере, британские, не считают фейк-ньюс основной проблемой для СМИ. Видимо, эта проблема все же раздута политиками, причем в Америке, где надо как-то объяснять победу Трампа. Всего лишь 19 % английских журналистов считают фейк-ньюс главной проблемой индустрии, хотя 51% признал, что фейк-ньюс снижают доверие публики к медиа.

При этом главным испытанием для СМИ за последний год 37 % журналистов назвали способность людей в интернете обходиться без СМИ. Все оттого, что поисковики и социальные сети снизили спрос на журналистику, считают журналисты. Иными словами, СМИ утратили монополию на доставку новостей, и это бьет по их бизнесу куда сильнее, чем фейк-ньюс.

Снижение доверие к СМИ в целом отметил 71 % всех журналистов, принявших участие в исследовании. И фейк-ньюс не единственная причина. Большинство профессионалов считает, что аккуратность и точность в журналистике важнее скорости. А ведь необходимость конкурировать с нарастающими благодаря соцсетям потоками информации заставляет журналистов как раз гнаться за скоростью освещения — почти всегда в ущерб качеству.

,

Лучшим способом привлечь внимание журналиста к пресс-релизу остается интересная новость

,

При этом за приоритет аккуратности над скоростью высказался 81 % английских журналистов и всего 52 % немецких. Видимо, немецкие репортеры и так педантичны, поэтому не акцентируют внимание на этом качестве СМИ. Конечно, отрадно, что журналисты осознают проблему суеты, измельчания тем и снижения качества проработки материала. Но осознания недостаточно, а переломить тенденции, не очень-то теперь зависящие от журналистов, наверное, сложно.

Считая социальные сети главной угрозой индустрии, журналисты в то же время признают свою критическую от них зависимость. Четверть английских журналистов и треть всех респондентов отметили, что самой главной технологической переменой, оказавшей негативное влияние на профессию за последний год стало… недавнее изменение алгоритмов Фейсбука

Любопытная деталь и хорошая новость для пресс-секретарей и пиарщиков: среди прочих вопросов в исследовании обсуждалось отношение журналистов к пресс-релизам компаний. Так вот, 54 % британских журналистов считают пресс-релиз самым надежным источником корпоративной информации. И это самый низкий показатель среди шести стран. Журналисты других стран доверяют пресс-релизам еще больше. Тут, видимо, надо делать поправку на другую культуру деловых коммуникаций.

Еще примечательная деталь — впрочем, очевидная, но важно, что о ней говорят сами журналисты — они согласны, что лучшим способом привлечь внимание журналиста к пресс-релизу остается интересная новость. Так что пресс-релиз еще не умер.

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com; скриншот: cision.com