Миссия почти выполнима

Профессия меняется, а конкурсы на факультеты журналистики остаются высокими. Мечтающий стать репортером чаще всего не обращает внимания на эти изменения и идет в профессию со стандартным набором пожеланий и иллюзий. Егор Королев размышляет, какие мотивы должны быть у идеального абитуриента и студента журфака


 

КОМПЛЕКС РАЗОЧАРОВАНИЯ 

В 2001 году я пришел учиться в Волгоградский государственный университет. С одногруппниками мы грезили социальной и политической аналитикой, и в первые годы учебы и после ее окончания некоторым все же удалось поработать в этих областях. На волне появления новых сайтов мы успели создать свои проекты и даже монетизировать их. Пока самое крутое место, в котором удалось поработать мне, — это «Полит-грамота», которую мы придумали с сокурсниками журфака СПбГУ. Была свободна ниша медиа, которое проводило бы независимые политические дебаты, и с 2008 по 2011 год нам отчасти удалось занять эту нишу в Петербурге. Славные были времена.

Но многие мои сокурсники работать по профессии так и не начали. Оказалось, что это не то, что они себе представляли. На втором-третьем курсе любого факультета вы легко найдете тех, кто вздыхает: «Не, это не мое». Ожидания сталкиваются с действительностью. В ожиданиях: «мне интересно общаться с людьми», «я хочу спасти мир», «буду знаменитым и богатым». На практике мир не хочет, чтобы его спасали, гонорары не платят, на улицах не узнают.

 

МИНУТА СЛАВЫ

Сложнее тем, кто воспринимает журфак как театральный институт. Несчастны те, кто мечтает стать звездой сцены или экрана и вынужден сниматься в дешевой рекламе. Не менее несчастны те, кто идет в журналистику ради славы и денег. На первом курсе выясняется, что жаждущие славы чаще всего не могут назвать имен своих любимых журналистов, потому что сами ничего не читают и не смотрят. У школьников и студентов мало образцов для подражания. Ленивые пытаются выехать на Познере, но интервью его они не смотрели. Потом выясняется, что отрасль в кризисе, вакансий мало, а печатные СМИ закрываются чаще, чем открываются. В редакциях ждут фрилансеров без гонораров. Что делать?

Ленивые отступают. Наверное, их будет всегда предостаточно. Это в целом проблема высшего образования, доступность и качество которого явно обесцениваются (многие ли наши врачи и учителя достойны своих дипломов?).

 

НО НЕ ВСЕ ЖЕ ЛЕНИВЫЕ

В каждой студенческой группе уже на первом курсе видно живчиков, которые не сидят сложа руки. Пока одни пеняют факультету на то, что «много теории», другие параллельно создают на этом факультете собственное СМИ и пытаются публиковаться везде, где можно. Легче всего тем, кто определяется с темой или нишей. Интересен человеку спорт — вперед, в спортивное медиа. У нас мало людей, которые обладают узкой специализацией. Поэтому в деловую журналистику студенты идут редко — надо же разбираться в экономике. Куда проще взять интервью у музыканта или актера.

Еще проблема — это грезы о большой журналистике. Под боком огромный рынок муниципальных, районных и корпоративных СМИ. Но иногда студенты отказываются от таких вакансий — не их высоты полет. 

,

НЕСЧАСТНЫ ТЕ, КТО МЕЧТАЕТ СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ СЦЕНЫ ИЛИ ЭКРАНА И ВЫНУЖДЕН СНИМАТЬСЯ В ДЕШЕВОЙ РЕКЛАМЕ ИЛИ СЕРИАЛЕ НА ТРИ АЙФОНА

,

Очень мало тех, кто замахивается на свои проекты, раскручивает блоги, группы в социальных сетях. Хотя сами только там и сидят.

«Вы же сами не читаете СМИ, как там будете работать?» На этот вопрос только молчание в ответ.

Самые проворные осваивают пиар и SMM. Специалистов пока мало, а журналисты вроде должны в этом разбираться.

 

СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ

В нашей Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ за последний год студенты могли поучаствовать в мастерских по дата-журналистике, цифровым сервисам, SMM. Одни смогли, а другие даже не пришли. Ну и нечего потом пенять, что кто-то их чему-то не научил. Было бы желание.

В интернете сегодня много «бесплатных журфаков»: медиа делают не так часто, как рассказывают о медиа. Редкие студенты мониторят все эти форумы, каналы и вебинары. Про дистанционное и бесплатное обучение некоторые даже не догадываются. И заодно на пятки наступают те, кто не тратит время на журфак, а учится профессии внутри профессии. Только в больнице врач станет врачом. Молодые журналисты хотят делать «операции», но только единицы приходят в редакции, еще меньше — сами их создают.

Наверное, и журфакам нужно строже отбирать будущих студентов. Искать тех редких людей, которые идут в профессию осознанно, с оглядкой на профессионалов, с опытом публикации не только в школьных, но и в городских СМИ, а еще лучше — в своих проектах (есть такие старшеклассники). Чтобы потом не потерять интерес к «делу жизни», когда редакция отправит снимать сюжет о прорыве трубы. Чтобы в профессии было поменьше случайных людей.

 

С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ

Я регулярно общаюсь с абитуриентами и студентами, вижу, что некоторых из них можно образумить. Если их регулярно знакомить с образцами хорошей социальной журналистики, то они со временем понимают роль и меру ответственности профессии, а лучшие хотят присоединиться к нам. Тогда к желанию «брать интервью у звезд и писать про моду» добавляется более серьезный мотив: «так же, как это медиа, раскрутить проблему, сделать ее резонансной, провести расследование, помочь людям, добиться отмены глупого решения», не работать на потребу, а приподнять аудиторию, просветить ее, образовать, разрушить стереотипы…

Список бесконечный. И тогда некоторые понимают, что журналистика — это не про себя любимого, а про окружающих людей, что это не только развлекать, но и социализировать, образовывать и дальше по списку. Как бы этот список ни звучал пафосно — именно эти мотивы, наверное, должны преобладать у тех, кто хочет пополнить наши ряды. Ведь лучшие образцы сегодняшней журналистики выполняют именно эти цели. Но это не должно превратиться в миссию. Это должно быть основой ежедневной работы. Быть знаменитым, получать большую зарплату вовсе не зазорно, но не это должно быть целью. Поэтому лучше сразу спуститься с небес на землю и оглянуться по сторонам. Здесь есть много тем, героев и свободных ниш. Вот на них и стоит обратить свое внимание, это окажется интереснее, чем витать в облаках.

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com