Как зарабатывают независимые чешские СМИ

В середине мая Ассоциация независимых региональных издателей организовала встречи с издателями в Праге. Мы узнали, как чешские журналисты работают, от каких работодателей уходят и как борются за место под солнцем.


«Золотые времена» для чешских СМИ были в 90-х годах 20 века: тогда практически всеми изданиями в стране владели немцы. Их не слишком беспокоила прибыль, главным было  —  сохранять тиражи и не терпеть убытков.

С начала 2000-х интерес немецких издателей к чешским медиа начал угасать, тиражи стали падать, а в кризис 2008-го и вовсе тиражи обрушились примерно наполовину.

Часть СМИ, как и в России, теперь принадлежит чешским олигархам, которые управляют репутацией своих компаний через подконтрольные медиа. Но остались и несколько независимых  —  в частности, ИД Economia и журнал Reporter.

 

Economia

,

,

Издательский дом Economia занимает огромное некогда промышленное здание площадью около 1800 квадратов, сердце которого  —  ньюсрум  —  располагается на первом этаже.

Основной продукт — ежедневная «Экономическую газету». Также Economia выпускает прикладной еженедельник Ekonom (издается с 1991 года), либеральный самиздат Respekt и несколько специальных тематических печатных изданий. Все редакции мультиплатформенные: журналисты пишут и для сайта, и для печатной версии.

«Экономическая газета» выходит ежедневно с понедельника по пятницу, 80 % тиража распространяется по подписке.

Тираж газеты  —  42 тысячи экземпляров, сайт частично под пэйволлом. В последние годы тираж газеты падает, а количество подписчиков в онлайне растет. Сайт посещают 150 тысяч уникальных пользователей в день.

Средний читатель «Экономической газеты»  —  это мужчина 40–50 лет, с техническим образованием, работающий на средних и топовых руководящих позициях.

Стоит газета 25 крон (около 75 рублей).

,

,

Офис издательства очень комфортный: в нем много уютных мест, где можно передохнуть и расслабиться

,

В редакции нет планирования коротких сроков: планерки собирают, чтобы обсудить задачи на месяц, полгода или год. Каждый день или каждую неделю не собираются.

В газете не публикуются новости  —  так издатели создают добавленную ценность для читателя, ведь зачем ему газета с новостями, которые он уже увидел в интернете.

Совместно с Торгово-промышленной палатой Чехии газета организовывает конкурс на лучшего регионального предпринимателя, и в целом event-направление приносит издательскому дому хорошие деньги: газета проводит отраслевые конференции, организовывает презентации для брендов. Редакция еженедельника выпускает так называемые «сериалы»  —  спецпроекты, финансируемые спонсорами и посвященные какой-то одной теме. Например, smart cities и экономике будущего.

,

,

Два лучших интервьюера газеты не так давно уволились и запустили канал на Ютубе, быстро ставший популярным. Впрочем, газета договорилась с ними о производстве контента и для ее канала.

 

Reporter

Журнал основал в 2014 году бывший главный редактор другой чешской газеты «Молодой фронт сегодня» Михал Мусил. Он оставил свой пост после того, как его издание купил чешский политик Андрей Бабиш, ныне — премьер-министр страны.

Газета «Молодой фронт сегодня» долго находилась в кризисе, так как немецкая компания-собственник плохо управляла изданием. Но для журналистов, включая Михала Мусила, работать в СМИ, которым управляет политик, неприемлемо.

 

Как работают

Журнал пишет о финансовых махинациях, проводит финансовые и экономические расследования, но также уделяет внимание позитивным историям, происходящим в стране. Стараются создавать как можно более качественные тексты, глубоко исследовать темы, которые освещают, независимо описывать ситуацию.

Кроме печатного журнала, работает мобильное приложение, сайт с платной подпиской, где есть статьи, которые в печати не выходят. Тираж журнала 25000 экземпляров.

Михал Мусил, главный редактор Reporter:

Когда мы начали развивать проект в 2014 году, нам все говорили, что делать только печатный журнал — самоубийство. Нам удалось издаться и удержаться на плаву потому, что с самого начала мы предлагали в журнале рекламу и сразу знали свою ЦА. Мы сразу предлагали компаниям brand edition (компания выкупает журнал для своих клиентов или сотрудников, а взамен журнал публикует несколько страниц об их деятельности).

,

,

Обычные газеты сначала набирают аудиторию, которую могут продать, а Reporter вышел на рекламодателей сразу и тут же ввел платный доступ к контенту. В Чехии читатели не привыкли платить за информацию, но ситуация постепенно меняется, люди начинают понимать, насколько важно поддерживать независимые издания. Подписка на месяц обойдется в 50 крон, годовая  —  в 500 крон. Это дешевле, чем у других чешских СМИ, в которых подписка на ежедневную газету может достигать 4000 крон в год.

Большая доля аудитории  —  это молодые люди, студенты. 7500 человек подписаны и на печатную, и на электронную версию журнала. Только у электронной версии примерно 500 «годовых» подписчиков.

У журнала есть фонд, который принимает пожертвования на развитие издания. Чешский Фонд поддержки независимой журналистики тоже поддерживает журнал.

,

Фото: Александра Жуковская