Думать нужно разворотами и стараться, чтобы на любой полосе или развороте было более одного материала: так у дизайнера будет больше шансов придумать нормальную композицию. Однако в газетах формата А3 ситуации «одна полоса — один материал» не удается избежать. Что делать в этом случае?
Главная беда в таких ситуациях — «серость», унылость полосы. Текст кажется таким огромным и серым, что его просто не хочется даже начинать читать. А ведь, как правило, если текст большой, то, наверное, и усилий на его написание ушло много. Обидно будет, если его почти никто не прочитает из-за зубодробительной унылости полосы.
,
,
,
Во-первых, обязательно позаботьтесь хотя бы об одной иллюстрации. (Можно пытаться обойтись и без нее, но это все-таки должны быть исключения.)
Во-вторых, смиритесь, что текст вам все равно придется резать, и сильно: чтобы страница смотрелась нормально, иллюстрация должна быть сопоставима по объему с самим материалом, который она сопровождает (от четверти объема полосы и больше).
В-третьих, добавьте воздуха: ничто не делает страницу, набитую текстом, легче.
В-четвертых, посмотрите внимательно на сам текст. Как его можно логически разбить? Что в нем можно отнести к контексту? Вытащить в качестве подверстки или текстографического блока (о таких блоках читайте в предыдущих выпусках рубрики).
Далее посмотрите примеры оформления реальных «одноматериальных» полос и возможные очень простые решения, которые предлагаю я.
,
,
1. DIE ZEIT, A2, Германия. Главный текст, иллюстрация, очень много воздуха и подверстка. В тексте еще есть главки. В газете Die Zeit традиционно были большие тексты, часто занимающие по целой полосе.
2. EXPRESSO, A3, Португалия. Иллюстрация занимает половину полосы. Добавлены воздух и текстографический блок. Хотя в этом и нет практической необходимости, добавлены буквица и подглавка.
,
,
1. СЕРОЕ И УНЫЛОЕ. Читателю придется сделать над собой серьезное усилие, чтобы заставить себя начать читать эту массу текста. Подавляющее большинство людей, даже начав читать, бросят это в конце первой колонки.
2. С ФОТО, НО ВСЕ РАВНО ПЛОХО. Размер текста все равно выглядит устрашающе. Фотография сама по себе не решает проблемы — в данном случае она слишком мала относительно самого материала.
3. БОЛЬШОЕ ФОТО. Чтобы «одноматериальная» полоса работала, размер иллюстрации должен быть сопоставим с размером, который занимает сам текст. Текст в любом случае придется резать!
,
,
1. ГЛАВКИ. В предыдущем примере текст все равно будет сложно читать: текст монотонен, глаз быстро утомится и без «якорей» собьется. Главки разбивают текст на логические куски, становятся такими «якорями».
2. БУКВИЦЫ. Позволяют визуально разбить текст, если вам по каким-то причинам не хочется создавать главки. Хороши в качестве акцента. Но буквиц на текст не должно быть слишком много, иначе они будут только мешать.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Если текст большой, сто процентов, что из него можно вытащить какую-то контекстную информацию в подвёрстки или текстографические блоки.
,
,
1. ВЕРТИКАЛЬ. Ярко выраженная вертикаль очень хорошо работает и добавляет драматизма. Однаком в данном примере все выглядит слишком плотно: страница кажется «набитой» материалом.
2 и 3. ВОЗДУХ. Как только мы добавляем немного воздуха, полоса начинает «дышать». Поэкспериментируйте с добавлением белого, выберите тот вариант и те соотношения, которые вам кажутся комфортными. В данном случае фотографию можно сделать покороче, но ненамного, примерно на пятую часть. Можно добавить воздуха не только по горизонтали, но и по вертикали: между фотографией и текстом.
,
,
,
ТЕКСТ И ВОЗДУХ. Воздух — настолько хороший инструмент, что с его помощью можно спасти ситуацию, когда иллюстрации совсем нет. Еще можно сделать иллюстрацию из самого текста (последний пример). Но это вы сможете делать только изредка.
,
,
ГОРИЗОНТАЛЬ. Ярко выраженная горизонталь тоже добавляет драматизма. Но так как она вписана в вертикальную полосу, такое фото заведомо не может быть большим. Проблема решается опять-таки за счет добавления воздуха.
,