Если на полосе есть только один материал

Думать нужно разворотами и стараться, чтобы на любой полосе или развороте было более одного материала: так у дизайнера будет больше шансов придумать нормальную композицию. Однако в газетах формата А3 ситуации «одна полоса — один материал» не удается избежать. Что делать в этом случае?

Главная беда в таких ситуациях — «серость», унылость полосы. Текст кажется таким огромным и  серым, что  его просто не хочется даже начинать читать. А ведь, как правило, если текст большой, то, наверное, и усилий на его написание ушло много. Обидно будет, если его почти никто не прочитает из-за зубодробительной унылости полосы.

,

,

DIE ZEIT, A2, Германия. Масса текста уравновешена крупной иллюстрацией (в общем-то, черным пятном) и разбавлена воздухом. Начало текста обозначено графическим акцентом — буквицей. Текст разбит на главки.

,

Во-первых, обязательно позаботьтесь хотя бы об одной иллюстрации. (Можно пытаться обойтись и без нее, но это все-таки должны быть исключения.)

Во-вторых, смиритесь, что текст вам все равно придется резать, и сильно: чтобы страница смотрелась нормально, иллюстрация должна быть сопоставима по объему с самим материалом, который она сопровождает (от четверти объема полосы и больше).

В-третьих, добавьте воздуха: ничто не делает страницу, набитую текстом, легче.

В-четвертых, посмотрите внимательно на сам текст. Как его можно логически разбить? Что в нем можно отнести к контексту? Вытащить в качестве подверстки или текстографического блока (о таких блоках читайте в предыдущих выпусках рубрики).

Далее посмотрите примеры оформления реальных «одноматериальных» полос и возможные очень простые решения, которые предлагаю я.

,

,

1.   DIE ZEIT, A2, Германия. Главный текст, иллюстрация, очень много воздуха и подверстка. В тексте еще есть главки. В газете Die Zeit традиционно были большие тексты, часто занимающие по целой полосе.

2.   EXPRESSO, A3, Португалия. Иллюстрация занимает половину полосы. Добавлены воздух и текстографический блок. Хотя в этом и нет практической необходимости, добавлены буквица и подглавка.

,

ЧТОБЫ СТРАНИЦА СМОТРЕЛАСЬ НОРМАЛЬНО, ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СОПОСТАВИМА ПО ОБЪЕМУ С САМИМ МАТЕРИАЛОМ, КОТОРЫЙ ОНА СОПРОВОЖДАЕТ (ОТ ЧЕТВЕРТИ ОБЪЕМА ПОЛОСЫ И БОЛЬШЕ)

,

1.   СЕРОЕ И УНЫЛОЕ. Читателю придется сделать над собой серьезное усилие, чтобы заставить себя начать читать эту массу текста. Подавляющее большинство людей, даже начав читать, бросят это в конце первой колонки.

2.    С ФОТО, НО ВСЕ РАВНО ПЛОХО. Размер текста все равно выглядит устрашающе. Фотография сама по себе не решает проблемы — в данном случае она слишком мала относительно самого материала.

3.   БОЛЬШОЕ ФОТО. Чтобы «одноматериальная» полоса работала, размер иллюстрации должен быть сопоставим с размером, который занимает сам текст. Текст в любом случае придется резать!

,

,

1.   ГЛАВКИ. В предыдущем примере текст все равно будет сложно читать: текст монотонен, глаз быстро утомится и без «якорей» собьется. Главки разбивают текст на логические куски, становятся такими «якорями».

2.    БУКВИЦЫ. Позволяют визуально разбить текст, если вам по каким-то причинам не хочется создавать главки. Хороши в качестве акцента. Но буквиц на текст не должно быть слишком много, иначе они будут только мешать.

3.    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Если текст большой, сто процентов, что из него можно вытащить какую-то контекстную информацию в подвёрстки или текстографические блоки.

,

,

1.   ВЕРТИКАЛЬ. Ярко выраженная вертикаль очень хорошо работает и добавляет драматизма. Однаком в данном примере все выглядит слишком плотно: страница кажется «набитой» материалом.

2 и 3.   ВОЗДУХ. Как только мы добавляем немного воздуха, полоса начинает «дышать». Поэкспериментируйте с добавлением белого, выберите тот вариант и те соотношения, которые вам кажутся комфортными. В данном случае фотографию можно сделать покороче, но ненамного, примерно на пятую часть. Можно добавить воздуха не только по горизонтали, но и по вертикали: между фотографией и текстом.

,

,

,

 

ТЕКСТ И ВОЗДУХ. Воздух — настолько хороший инструмент, что с его помощью можно спасти ситуацию, когда иллюстрации совсем нет. Еще можно сделать иллюстрацию из самого текста (последний пример). Но это вы сможете делать только изредка.

,

,

 

 

 

ГОРИЗОНТАЛЬ. Ярко выраженная горизонталь тоже добавляет драматизма. Но так как она вписана в вертикальную полосу, такое фото заведомо не может быть большим. Проблема решается опять-таки за счет добавления воздуха. 

 

 

,

Иллюстрации: shutterstock.com; из архива автора