Оливье как ТВ-формат

Очередная встреча Нового года в отечественном эфире в который раз доказала, что все новации и инновации есть ничто иное, как старые добрые приемы и придумки советского и раннего постсоветского отряда мастеров голубого экрана. Похоже, что нынешние мастера наполнения праздничного контента знают, чего хотят сами, а уж тем более, что жаждут увидеть в ночь смены декабря на январь сами зрители многомиллионной страны.

Я был бы рад и не писать эти критические строки в очередной раз, но могучая сила традиций заставила вновь прильнуть к экрану в новогоднюю ночь и, мешая домашним наслаждаться визуальным пиршеством, нагрянувшим в дом с качественной плазмы, контролировать ситуацию по части праздничного показа.

 На сей раз наше родное ТВ непосредственно 31 декабря получило мощную трагическую встряску в виде взрыва жилого дома в Магнитогорске с еще неясным, но предощущаемым количеством погибших. Каналы как смогли информационно драму отразили. Правда, их к этому, судя по всему, вынудил визит Президента к месту трагедии. Но вот внести коррективы в сетку новогоднего вещания оказались категорически неспособны. А, может быть, просто не захотели?

Ведь в принципе можно было отказаться от всех этих плясок и попевок, запустив в эфир старое доброе наше кино. Или, как компромиссный вариант, нейтрально уйти на показ ретро-дискотек. Но — увы! — совесть и сострадание ни в ком из программных директоров федеральных вещателей так и не проснулась. Конечно, все дело может быть в строгой распланированности ограниченных ресурсов кинопоказа: 31 декабря «Первый канал» и канал «Росия-1» показали традиционный набор комедий, а затем на следующее утро снова начали их показ, но уже в другом порядке.

Что же касается ретро-дискотек, то и здесь набор персонажей был прогнозируем. Как и переход одних и тех же звезд из эфира одного канала на другой. Подобными возможностями воспользовалась целая группа вещателей: «Пятый канал», телеканал «Мир», «Домашний», «Рен ТВ». А канал «ТВ-3» запустил не менее приятное зрелище — «Лучшие песни нашего кино». В конце концов даже НТВ капитулировал, выдав в эфир после полуночи совершенно невнятный «Новогодний квартирник» с поседевшими рокерами прошлого века, а затем вдруг начал отмечать 20-летие группы «Руки вверх!».

,

,

С музыкой в прошедшую новогоднюю ночь были какие-то странности. Даже претендующий на звание интеллигентного канал «Россия-К» отработал классический тематический тренд концертом памяти Паваротти, а затем предложил поностальгировать телезрителям с помощью записи 40-летней давности концерта «Песня-78». Вся эфирная интеллигентность завершилась где-то около трех ночи, когда канал просто-напросто «ушел» из эфира. Видимо, спать.

А вот канал ОТР отчаянно боролся за внимание публики с применением той же классики, но битву явно проиграл ввиду отсутствия громких имен и слишком уж консервативного репертуара.

 Канал «Звезда», наоборот, попытался вступить в соревнование с селедкой под шубой и холодцом с помощью молодых, да ранних. Но тоже не выдержал и предложил зрителям посмотреть (в который раз!) «Летучую мышь» Яна Фрида.

Ровно также поступил и преданный мэрии Москвы канал «ТВЦ», попытавший реализовать позаимствованную у «Первого канала» форму новогоднего шоу на улицах столицы, но не продержавшегося после боя курантов и часа в эфире. А далее… Вы догадались: вечная палочка-выручалочка новогодней эфирной сетки — кинопоказ. Конечно, Гайдай. Не может быть! (это и название фильма, и реакция удивления на оригинальность составленной программы).

,

,

В этой новогодней эфирной суете мы не принимаем в расчет молодежные развлекательные сетевые телеканалы СТС и ТНТ, которые когда-то все же отличались друг от друга. Теперь они выглядят примерно также как ветераны вечного детища Маслякова-старшего под названием из трех букв — пытаются шутить и развлекать, но видно, с каким трудом им это дается. Теряют былую легкость. А все потому, что тем, кто выступает в новогоднюю ночь (если только шоу не идет в записи), не стоит злоупотреблять салатом оливье и согревающими напитками различной градусной степени. А так — «Уральские пельмени» уже давно «скисли» и «затвердели» в своем юморе, а Cоmedy Club некогда армянского разлива почти растерял свой аромат и букет терпких шуток, нынче отдающих кислятиной.

А что же наших два главных борца за первенство в рейтинговой новогодней сфере — «Первый канал» и «Россия-1»? Пожалуй, именно к ним и следует адресовать главный упрек по части душевно-развлекательной черствости. Господа продюсеры и режиссеры, не говоря уже об артистах, сделали вид, будто ничего и не случилось. А ведь бывали прецеденты раньше. Когда финальную игру «Что? Где? Когда?» переносили из-за крушения авиалайнера, летевшего в Сирию…

Впрочем, мои увещевания так и останутся увещеваниями, ибо, как однажды вымолвил один из главных продюсеров страны, телевидение — это машинка для зарабатывания денег. Не спорю. Но не до такой же степени надо продавать эфир, чтобы вслед за гимном страны пускать в эфир рекламу известного трехбуквенного банка, да еще с участием лысого младшего сына, разыгрывающего со своей молодой пассией образцовую семейную пару.

И все бы ничего. Можно было стерпеть и это, но рекламный клип имел продолжение с тоскливо визжащими репликами одной известной тренерши, которая также явилась как страшный сон всему народу в новогоднюю ночь (да еще несчетное количество раз!). И уж после этого никто не удивился, когда глубокой ночью в шоу появилась девочка в шапке, натянутой на самые брови (видимо, чтобы никто в ней не узнал чемпионку Женечку Медведеву), которая пыталась изобразить нечто фигуристое под якобы пение странноватого подростка с щербатыми зубами (судя по клипу, это был бойфренд героини клипа).

Порою возникало ощущение, что, не имея новых идей, авторы решили воспользоваться старыми добрыми рецептами, слепив из того, что было свое шоу «Новогодняя ночь на Первом». Идея снимать большинство номеров на улицах заснеженной столицы и новых станциях метро, видимо, была согласована с господином Собяниным, но, судя по всему, породила после записи пандемию ОРВИ. Ибо смотреть на кривляющихся ведущих «Первого» было так  же жалко (они хотя бы были в тепле), как и слушать приглашенных «звезд», мерзнущих в снежной вьюге. На некоторых (как, например, на некой Лободе, не было ничего, кроме ночной сорочки). Впрочем, сия дива явилась к тому времени, когда за праздничным столом уже подают десерт и пьют чай. И длина того, что обычно называют мини-бикини уже не играла для взгляда опытного зрителя абсолютно никакого значения.

,

,

На сем фоне даже появление Аллы Борисовны смотрелось этаким образом вкуса и получило хотя бы какое-то визуальное «оправдание» в виде полетов над Москвой. Пугачева летала не на метле, а в иномарке. Потому что позаботилась о своем голосе. Тогда остальные певуны и певицы не щадили никого — ни зрителей, ни себя любимых. К тому же некоторые из них, видимо, запыхавшись, успели прибежать на запись с другого этажа «Останкино», где канал «Россия-1» снимал то, что в программке было названо «Новогодним огоньком». Подобных «многостаночников» предостаточно на нашей телекухне.

В этом смысле продюсеры канала «Россия-1» использовали старый добрый рецепт салата оливье, намешав в «миску» эфира всех тех, кто оказался под рукой. Да еще и тех, кто нынче является так называемыми «лицами канала». Так нежданно-негаданно в ведущих оказалась Анна Ковальчук и уж тем более — некая Наташа Медведева. Обе, как оказалось, были задействованы днем ранее в премьере мюзикла «Золушка» на той же «России-1». Поначалу даже показалось, что в телеменю создатели сего зрелища попытались добавить политической остроты, «проперчив» образы наших лучшей «друзей» Терезы Мей и Дональда Трампа. Но дальше оригинальных реприз дело политической сатиры так и не продвинулось. Все-таки в Новый год не надо вспоминать проблемы. Вот и пошло-поехало зрелище по привычному гастрономическому расписанию, как за новогодним столом.

Привычные блюда сменяли друг друга. А добрый старый друг новогоднего застолья — салат оливье был всегда под рукой. Им можно было заедать увиденное. С той лишь разницей, что если салат надоест, то салатницу с ним можно отодвинуть в сторону, а вот телесалат на экране уже не отодвинешь, а только выключишь, ибо с каждым номером «Новогодний огонек», приготовленный «Россией-1», походил на уже затертые до дыр «субботние вечера» и, что еще хуже, — на новогоднюю программу Первого канала. И даже появление рэперов «на сладкое» не могло испортить зрительского аппетита, потому что просто-напросто хотелось спать…

А, может быть, в этом и заложен великий смысл новогодних посиделок у телеэкрана? Чтобы выпить и закусить, поздравить всех, кого хочется и кого надо, а затем, будучи убаюканным традициями телесалата оливье, начать зевать и отправиться на отдых? Говорят, что пища (в том числе и духовная) во сне усваивается значительно лучше…

,

Иллюстрация: shutterstock.com; скриншоты: ntv.ru; 1tv.ru