Почему стоит участвовать в фотоконкурсах

Наверное, каждый фотограф и каждый фотожурналист хотя бы раз в жизни участвовал или испытывал желание участвовать в конкурсе. И это совершенно естественно — нет такого фотографа, который бы работал «в стол», то есть снимал и никому не показывал результаты работы. По сути своей, фотография не может существовать без зрителей, фотограф не может расти, совершенствоваться, двигаться вперед без обратной связи со зрителями. Фотожурналистам проще — их работы публикуются каждый день, и обратная связь в той или иной форме существует всегда.

Однако такое явление, как фотографические конкурсы, — это особая статья: фотоконкурсы позволяют наглядно видеть через сравнение уровень мастерства, уровень креативности каждого. Фотоконкурсов сейчас море, такого не было никогда в истории фотографии — конкурсы международные и национальные, конкурсы творческих союзов и спортивных обществ, конкурсы ежегодные и ежемесячные, документальной, свадебной, семейной фотографии, не говоря уже о портретных и архитектурных конкурсах. 

,

САМЫЙ ЗНАЧИМЫЙ, САМЫЙ ПРЕСТИЖНЫЙ ФОТОКОНКУРС В МИРОВОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ — ЭТО WORLD PRESS PHOTO, ВСЕМИРНЫЙ КОНКУРС ПРЕСС-ФОТОГРАФИИ, СУЩЕСТВУЮЩИЙ С 1955 ГОДА

,

Для фотографа конкурс — это возможность себя показать и людей, то есть их работы, посмотреть. Победа на конкурсе World или попадание в группу победителей в номинациях — это уже повод гордиться, повышать свою самооценку и оценку в глазах людей, чье мнение тебе ценно.

Участие в конкурсе и непопадание в шорт-лист — это не повод горевать, а повод задуматься над тем, правильно ли ты отобрал снимки для конкурса. Почему это важно? Потому, что конкурсы сейчас — это технология! Довольно глупо думать, что пошлешь десяток-другой своих карточек, которые ты считаешь хорошими, и тебя увенчают лаврами. В победители пройдут снимки, которые точно попадают в тренд момента и соответствуют господствующему сейчас мнению.

Для повышения «проходимости» снимков необходимо анализировать номинации конкурса и четко понимать, куда ты посылаешь свои фото. Ошибка в номинации в большинстве случаев автоматически выкидывает ваши снимки из соревнования. Но доброе к фотографам жюри может перенести их в другую номинацию и, более того, выдернуть из вашей серии одну хорошую карточку и наградить ее! Так делается не от хорошей жизни — бывает неудачно составленная серия, которая не имеет шансов на победу, но в ней есть хороший кадр, который изымают из серии и пускают в номинацию одиночных кадров, в которой у него этот шанс есть. Сам по себе имеет, в серии — нет. Невнятная серия утопит хороший кадр… 

Крайне полезно посмотреть на состав жюри (в любом приличном конкурсе состав жюри публикуется) — он определяет корпус победителей. Если в жюри будут люди из New York Times, например, то можно с очень большой вероятностью назвать победителей. Если будут люди из французских и немецких изданий, то состав победителей будет несколько другой. Неопределенность увеличится, если жюри будет состоять из фотожурналистов, фоторедакторов, кураторов и критиков из Индии, Сингапура, Китая или Бангладеш.

Знание состава жюри, его, скажем так, идеологии, точное попадание в номинацию наравне с фотографическими достоинствами позволит вашим снимкам если не победить, то оказаться в первой линии. И это очень полезно для выработки бойцовского характера у фотографа, его волевого потенциала и стремления к победе. Помогает строже относиться к своим «шедеврам». Происходит своеобразное наращивание «фотографических мускулов». Суммарно это приводит к следующей ступени фотографического развития. 

,

ЗНАНИЕ СОСТАВА ЖЮРИ, ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ В НОМИНАЦИЮ НАРАВНЕ С ФОТОГРАФИЧЕСКИМИ ДОСТОИНСТВАМИ ПОЗВОЛИТ ВАШИМ СНИМКАМ ЕСЛИ НЕ ПОБЕДИТЬ, ТО ОКАЗАТЬСЯ В ПЕРВОЙ ЛИНИИ

,

Фотоконкурсы живут либо за счет спонсоров, либо за счет участников. Если организаторам не удалось втиснуться в список кормящихся от казны, то остается поиск генерального спонсора или группки спонсоров калибром поменьше. Если в этих усилиях организаторов постигнет неудача, то всегда есть способ заработать на платном участии — фотограф платит некую сумму за участие в конкурсах, например, 20-50 долларов. И за эти деньги победителям обещают что угодно — персональные выставки, книги, деньги просто так и деньги на доработку проектов. Наберется 300, 500, 5000 участников — и у организаторов будут деньги на хлеб. А может быть, и на хлеб с маслом. Я, разумеется, утрирую, но схема довольно прозрачна. Есть еще вариант уютной и почти домашней тусовки-конкурса, когда с вас берут какую-то незначительную денежку и на эти деньги вам печатают ваш выставочный кадр и вешают его на выставке. Тем самым убивают двух зайцев: дают людям возможность погордиться собой и загружают работой лаборатории, в которых сейчас по большей части тишина и покой — золотые деньки, когда снимки смотрели в отпечатке, а не на экране телефона, остались позади…

Если захотите участвовать в конкурсе, то внимательно прочтите условия! Особенно те мелкие строчки, в которых говорится о правах организаторов конкурса распоряжаться вашими снимками. Когда там написано про использование исключительно для рекламы конкурса — это нормально, когда же написано про любое другое использование, то лучше не участвовать — ваши снимки вам не будут принадлежать. 

,

World Press Photo 2017. Валерий Мельников победил с серией «Черные дни Украины» в номинации «Долгосрочные проекты»
World Press Photo 2017. Валерий Мельников победил с серией «Черные дни Украины» в номинации «Долгосрочные проекты»

World Press Photo 2018. «Мусорный ныряльщик» Кори Арнольда — лучшая фотография в номинации «Природа»
World Press Photo 2018. «Мусорный ныряльщик» Кори Арнольда — лучшая фотография в номинации «Природа»

Sony World Photography Awards 2013. Серия «Личность и общество. Реальность против иллюзий» Ильи Питалева стала лучшей в номинации «Текущие события»
Sony World Photography Awards 2013. Серия «Личность и общество. Реальность против иллюзий» Ильи Питалева стала лучшей в номинации «Текущие события»

Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина 2018. Гран‑при конкурса и 1‑е место в номинации «Моя планета (серии)». «Как я болела». Фото: Алена Кочеткова
Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина 2018. Гран‑при конкурса и 1‑е место в номинации «Моя планета (серии)». «Как я болела». Фото: Алена Кочеткова

Джастин Салливан, «Противостояние». 1‑е место в номинации «Главные новости (одиночные работы)»
Джастин Салливан, «Противостояние». 1‑е место в номинации «Главные новости (одиночные работы)»

Луис Тато, «Беспорядки в Кении после выборов». 1‑е место в номинации «Главные новости (серии)»
Луис Тато, «Беспорядки в Кении после выборов». 1‑е место в номинации «Главные новости (серии)»

World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Люди (истории)». На снимке 14‑летняя Аиша, сбежавшая от боевиков «Боко Харам» (запрещена в РФ). Фото: Адам Фергюсон
World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Люди (истории)». На снимке 14‑летняя Аиша, сбежавшая от боевиков «Боко Харам» (запрещена в РФ). Фото: Адам Фергюсон

World Press Photo 2018. Лучшей фотосерией в номинации «Окружающая среда» стала «Пустошь» Кадира ван Лохуйзена
World Press Photo 2018. Лучшей фотосерией в номинации «Окружающая среда» стала «Пустошь» Кадира ван Лохуйзена

World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Окружающая среда». «В ожидании свободы». Фото: Нейл Олдридж
World Press Photo 2018. 1‑е место в номинации «Окружающая среда». «В ожидании свободы». Фото: Нейл Олдридж

World Press Photo 2016. Сергей Пономарев, «Кризис беженцев в Европе». 1‑е место в номинации «Общие новости (истории)»
World Press Photo 2016. Сергей Пономарев, «Кризис беженцев в Европе». 1‑е место в номинации «Общие новости (истории)»

,

Самый значимый, самый престижный фотоконкурс в мировой фотожурналистике — это World Press Photo, всемирный конкурс пресс-фотографии, существующий с 1955 года, когда группа голландских фотографов создала международный фотоконкурс для расширения аудитории фотожурналистики до глобального уровня. Ежегодный конкурс собирает тысячи участников и десятки тысяч снимков из множества стран. Победа в этом конкурсе — это 
Sony введение фотографа в некий «зал славы», знак признания его значения и роли в современной фотожурналистике. За годы существования WPP в нем участвовали десятки советских и российских фотографов, 121 из них стал лауреатом этого фотоконкурса, в 2017 году сразу четыре — Елена Аносова, Кристина Кормилицына, Валерий Мельников, Сергей Пономарев.

В 2018 году выбор жюри («Фотография года» и по три приза в девяти категориях) отразил болевые точки нашего мира, определил современные тенденции в мировой фотожурналистике.

«Фотографией года» был признан снимок Ronaldo Schemidt, фотографа агентства Франс Пресс, на котором изображен горящий заживо человек на митинге в Венесуэле. В XXI веке мощную конкуренцию этому конкурсу составил другой — Sony World Photography Awards. Он состоит из четырех самостоятельных конкурсов с явным акцентом на молодых фотографов и студентов, изучающих фотографию и фотожурналистику. Наши фотографы ежегодно участвуют в этом конкурсе и занимают хорошие места — в 2015 году Валерий Мельников занял второе место со своей серией «Черные дни Украины», а годом позже Илья Питалев победил в профессиональном конкурсе с темой про Северную Корею. Они оба работают в РИА «Новости», ныне МИА «Россия сегодня», и входят в элиту отечественной фотожурналистики.

,

ФОТОКОНКУРС ИМЕНИ АНДРЕЯ СТЕНИНА ПРИЗВАН СТИМУЛИРОВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕГОДНЯШНЕЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ. В 2018 ГОДУ ОН СОБРАЛ БОЛЕЕ 6000 РАБОТ ИЗ 77 СТРАН

,

В России проводится множество фотоконкурсов, выбирайте сообразно своим вкусам и творческим амбициям! Уже десять лет существует фотофестиваль на кубанской земле — PhotoVisa, он обширен и знаменит, в его рамках проходят конкурсы фотографий и фотосерий; сейчас он переходит на формат биеннале, так что следующая PhotoVisa состоится в 2020 году.

В Сибири, в Тюменской области, уже 17 лет проходит Конкурс репортажной фотографии памяти Александра Ефремова. За эти годы он вырос из регионального во всероссийский. Александр Ефремов был очень популярен в Тюмени, был яркой фигурой среди сибирских фотографов. Он прилетел в Чечню в командировку и погиб на второй день второй чеченской войны. Александр Ефремов стал прототипом первого в России памятника «Жизнь за правду» в честь всех журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. Памятник стоит на родине Ефремова, в Тобольске. Его друзья и коллеги при поддержке Союза журналистов и многих неравнодушных людей издали альбом его снимков, потом организовали выставку, из которой и вырос конкурс.

Но самый мощный и значимый в сегодняшней российской медиасфере — Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина. Его особенностью является возрастное ограничение для участников — от 18 до 34 лет. Андрей Стенин, фотокорреспондент РИА «Новости», погиб на Донбассе в свои 34 года, поэтому понятно такое ограничение по возрасту. Этот фотоконкурс призван стимулировать достижения молодежи в сегодняшней фотожурналистике и успешно это делает — в 2018 году он собрал более 6000 работ из 77 стран. Прием заявок традиционно открывается 22 декабря, в день рождения Стенина. Осенью 2019-го будут подведены итоги и объявлены победители. А в 2018 году Гран-при получила калужский фотограф Алена Кочеткова с пронзительной серией «Как я болела» про собственную борьбу с онкологическим заболеванием.

Сейчас информации о любых фотоконкурсах полным-полно, не ленитесь, находите интересный вам, посылайте работы, участвуйте и побеждайте! Все в ваших руках! 

,

Заходное фото: World Press Photo 2018. «Фотографией года» был признан снимок Роналдо Шемидта, фотографа AFP, на котором изображен горящий заживо человек на митинге в столице Венесуэлы