Олеся Носова: «Если играешь в тройке лидеров, начинаешь ценить узких профессионалов»

В «Комсомольской правде» уверены, что журналист должен быть универсальным — и никак иначе. Сотрудники их мультимедийной редакции работают не только на печатную газету и сайт, но и участвуют в радиоэфирах. Все фотографируют. Все снимают видео. Но узких специалистов в редакции меньше ценить не стали, даже наоборот. Кажется, это работает: ежемесячно на сайты издания заходит до 60 миллионов человек, по данным самой «КП». Мы поговорили с шеф-редактором KP.ru Олесей Носовой, как все это работает.

 

— Как прошла трансформация редакции «Комсомольской правды» в мультимедийную?

,

,

— Нельзя сказать, что это было просто. Но лучшие журналисты нашей редакции вообще не испытывали серьезных проблем при  работе с  новыми форматами. Наоборот, они быстро сообразили, что эти возможности расширяют их навыки и обогащают материал.

Теперь журналист привозит из командировки не просто заметку, а мультимедийный материал со снимками, видео, живыми рассказами очевидцев. Некоторые наши азартные корреспонденты полюбили стримы. Это замена традиционным репортажам: приехал на  место события, можно как будто взять читателя с собой, показать ему в  прямом видеоэфире все самое интересное.

Но, конечно, у нас есть те, кому комфортнее работать на радио, чем быстро писать для интернета. И те, для кого выйти в прямой эфир радио — большое преодоление себя. Мы с пониманием относимся к этим особенностям, учитываем эти моменты при работе с нашими корреспондентами.

 

— А насколько сильно изменился штат «Комсомольской правды» во время транзита? Много ли было увольнений, изменений, найма новых сотрудников?

— Мы достаточно давно это прошли, самый острый период был лет 5–6 назад. Ротация кадров, конечно, была, но  в  рамках обычных процессов. Никто не  уволился из-за внезапной мультимедийности. 

Вообще у нас много сотрудников, которые работают в редакции годами, и они нормально адаптировались к новым условиям. Устраивались в газету, неожиданно очутились еще и на радио, и на сайте и прекрасно теперь себя там чувствуют. 

А  так мы с  удовольствием берем и  новеньких. Вообще «Комсомолка» — реально работающий социальный лифт для  журналистов, особенно региональных. 

,

ОТ ЖУРНАЛИСТОВ МЫ ТРЕБУЕМ ПОНЯТНЫЕ ВЕЩИ: БЫТЬ ГЛУБОКО ПОГРУЖЕННЫМИ В СВОИ ТЕМЫ, ВЛАДЕТЬ ИНСТРУМЕНТАМИ (ФОТО, ВИДЕО, АУДИО), ВНЯТНО ПИСАТЬ, ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

,

— Кстати, про зарплаты. Сколько в среднем получают сотрудники «Комсомольской правды»?

— Ставка традиционно невысокая, так как журналисты все-таки должны зарабатывать на гонорарах. Есть нюансы: все деньги платятся за выходы на сайте и на радио, в газете гонораров нет, но есть ежедневные премии за лучшие материалы.

В среднем наши корреспонденты стабильно зарабатывают более 100 тысяч рублей в месяц, а некоторые и по 150– 170 тысяч. Верхней планки по заработкам нет.

Кроме того, у нас нет жесткой стены между рекламным отделом и редакцией. Журналисты часто участвуют в различных коммерческих проектах.

,

,

— То есть редакция спокойно включается в заказы, в коммерческие истории?

— Конечно. Прежде всего, это касается нативной рекламы — очень популярное направление в последнее время. Она не может обойтись без участия высокопрофессионального журналиста.

 

— Сейчас сотрудник СМИ, получается, должен уметь все — от аналитики, работы с облаком, фото до работы с текстами, редактурой? Или же позволительно уметь что‑то одно?

— Сотрудники небольших СМИ, конечно, обязаны быть специалистами широкого профиля. Но если вы играете в первой тройке лидеров, как «Комсомолка», то тут начинаешь особо ценить узких профессионалов. Многое построено на нюансах, которые в маленьких СМИ просто не имеют значения. Потеря 1 процента посетителей для небольших сайтов незаметна. А для «КП» с ее 60 млн уникальных пользователей ежемесячно это уже минус 600 тысяч посетителей.

Современный паблишинг, включая дистрибуцию контента, очень сложный. Поэтому от журналистов мы требуем понятные вещи: быть глубоко погруженными в свои темы, владеть инструментами (фото, видео, аудио), внятно писать, иметь представление о социальных сетях и т. д. Все остальное — по желанию. Не надо изучать нашу систему публикации контента (административный интерфейс), SEO, SMM, требования к текстам от разных агрегаторов. Этой работой занимаются специалисты.

,

У НАС ПРИНЯТО РАБОТАТЬ НА ВСЕХ ПЛАТФОРМАХ. ЕСЛИ ТЫ ПОСТОЯННО ИЗБЕГАЕШЬ РАДИО ИЛИ НЕ ДЕЛАЕШЬ СТРИМЫ С МЕСТА СОБЫТИЯ — ЭТО БЫСТРО ЗАМЕТЯТ

,

Но если журналист проявляет интерес — пожалуйста, включайся. Будем работать вместе.

Возможно, придумаем новые форматы. И это опять приводит к тому, что у корреспондента повышается квалификация, он становится более конкурентоспособным на рынке.

 

— А есть ли система поощрения и наказания? Я слышала, вы покупаете своим сотрудникам айфоны. Но что на самом деле подталкивает журналистов делать классные материалы и в разных форматах?

— Айфоны — это идеальный инструмент для журналиста, поэтому в наших интересах ими снабжать репортеров.

А вообще все дело в самой редакции. У нас принято работать на всех платформах. Если ты постоянно избегаешь радио или не делаешь стримы с места события — это быстро заметят. Тогда придется быстро обучаться или уходить на другую работу.

Мы постоянно корректируем наши производственные стандарты.

,

Специальный корреспондент Александр Коц за работой в Сирии
Специальный корреспондент Александр Коц за работой в Сирии

,

Например, у нас нет фотокоров. У нас фотовидеооператоры — мы даже в название включили самое главное требование к должности: готовить не только фото, но и видео.

 

— По большому счету твой заработок в «КП» будет зависеть от твоих усилий? Чем больше ты будешь вкладываться, тем больше ты будешь расти?

— Конечно. Это очень сильно поощряется. Когда к нам приходит новый неравнодушный человек, очень интересно наблюдать, как он открывает для себя все наши возможности — и эфиры на радио, и интерактивы на сайте, и спецпроекты. Можно даже книги писать, мы их тоже издаем.

 

— А насколько большой штат у вас?

— В федеральной редакции мультимедийных журналистов немного — не больше 80 человек.

Но мы обрастаем специалистами, которые помогают переупаковывать контент для разных платформ. Есть штат ведущих редакторов, выпускающих газету, и достаточно много людей на сайте и радио. Это связано со спецификой разных направлений. На радио не обойтись без линейных ведущих, тех, кто держит эфир, звуковиков, продюсеров. На сайте — без новостников и редакторов, SMMщиков, дизайнеров и проч.

 

— Какие системы аналитики вы используете в редакции?

,

Евгения Коробкова — спецкор отдела культуры
Евгения Коробкова — спецкор отдела культуры

,

— Большую часть нашей жизни занимает, конечно, ЛиРу (LiveInternet.ru). Во-первых, потому что это чуть ли не единственная статистика, которая позволяет нам сравнивать себя с конкурентами в ежедневном режиме. Во-вторых, это очень важная статистика для регионов. Для более серьезных исследований мы используем Google Analytics и «Яндекс.Метрику».

Пару лет мы использовали модный и дорогой Content Insights, который позволил нам увидеть воочию, какие именно статьи читает наша постоянная аудитория. И мы обнаружили классную штуку: те материалы, которые мы считали лучшими, лучшими считают и наши читатели. У них самое продолжительное время прочитывания, большая вовлеченность и т. д. И при этом эти заметки не обязательно будут в топе по посещаемости.

Мы знаем, что Дарья Асламова, Володя Ворсобин, Алексей Овчинников и многие другие делают отличные материалы, — и читатели это подтверждают.

То есть наше ядро ценит именно такие статьи.

 

— А какие ключевые показатели в статистике вы смотрите и вообще кто это делает?

— Какую-то начальную статистику умеют собирать все выпускающие редакторы, но более серьезные изыскания проводят аналитики. В ежедневном режиме мы отслеживаем посещаемость и время на сайте, а также уровень отказов. А аналитики готовят более серьезные исследования и проверяют наши новые идеи и гипотезы.

 

— Как вы собираете обратную связь? Это письма на почту, комментарии в социальных сетях, группах?

— Мы анализируем комментарии на  сайте и  в  соцсетях. Плюс у нас есть требование к журналистам — отвечать читателям. Если ты создал рейтинговую заметку и тебе что-то написали читатели, то будь добр пообщаться с ними в комментариях. Это очень полезно, так как посетители осведомленнее нас по многим темам. И достаточно часто мониторинг откликов подсказывает новые повороты сюжета.

Кроме того, когда в комментариях появляются журналисты, уровень дискуссии сразу возрастает. 

,

НАША МИССИЯ, ВОЗМОЖНО, ДОЛЖНА ЗВУЧАТЬ ТАК: ДЕЛАТЬ СЛОЖНОЕ ПРОСТЫМ И КОМФОРТНЫМ, ОБСЛУЖИВАТЬ НАШЕГО ЛЮБИМОГО ЧИТАТЕЛЯ

,

Многие СМИ сейчас отказываются от комментариев, так как с ними тяжело работать. Но для нас это важный контент. Даже в газете несколько раз в неделю выходят полосы с комментариями. Люди подчас интересно высказываются.

 

— Реально ли предугадать, что зайдет вашему читателю или слушателю? И как вы это определяете?

— Многие вещи на кончиках пальцев, но сюрпризы случаются регулярно. Вот, например, смерть Децла. Был колоссальный интерес аудитории, никто и не предполагал, что это так всколыхнет людей.

 

— По вашему мнению, вот эти 60 млн человек, заходящие на ваши сайты, — они все думающие, образованные?

— Вообще разные материалы читает разная аудитория. Читатель раздела «Экономика» отличается от читателя раздела «Здоровье». 

Собственно, с  материалами происходит примерно то же самое, что и с рекламой, — я имею в виду систему программатик, когда человеку показывается та реклама, которая, по мнению рекламодателя, ему больше подходит.

Так и с контентом. Люди ищут информацию не на сайтах, а в поисковиках и агрегаторах. Или же им подбрасывают ссылки друзья в соцсетях. То есть с большой степенью вероятности вам попадется неслучайный материал на интересующую тему. А бренд придает дополнительную окраску и верификацию.

 

— Продолжая тему социальных сетей, у вас кто отвечает за дистрибуцию в соцсетях? Это какой‑то один человек?

— У нас есть SMM-служба, которая работает не только на «КП», но и обслуживает наших рекламодателей на аутсорсе. То есть мы сделали, по сути, коммуникационное агентство. 

,

,

Примерно половина контента у нас сделана специально под соцсети, прежде всего — видео. Вообще соцсети мы выделяем в отдельную платформу «КП», с которой работаем почти так же, как с сайтом, радио и газетой. То есть не ставим задачу перегонять посетителей из соцсетей на сайт, а стараемся донести контент «Комсомолки» в соцсети.

 

— Получается, миссия социальных сетей сейчас не в том, чтобы привести пользователей на сайт?

— Да. Миссия соцсетей — расширить аудиторию издания, бренда.

 

— А какие основные статьи доходов KP.RU?

— Я не могу вам этого сказать, мы стараемся не создавать ситуации, чтобы какой-то вид заработка стал преобладать над остальными. Потому что тогда это ставит нас в уязвимое положение.

Например, тот же самый программатик, который дает на некоторых сайтах до 70–90 % заработка, тоже стараемся диверсифицировать. Например, пропускаем через эту систему наших обычных рекламодателей. То есть рекламодателя нашли традиционным способом, а его заказ открутили посредством программатика. Почему? Потому что программатик позволяет экономить рекламный инвентарь, таргетировать рекламу на нужную аудиторию, снижает холостые прокрутки.

А сейчас наше новое увлечение — видеопродакшн (производство видео). Мы видим, как хорошо наше видео заходит в соцсетях, поэтому теперь оказываем услуги производства и для клиентов.

Собственно, это та же история, что и с SMM, — разобрались, как это работает, и поставили на коммерческие рельсы.

 

— А как вы можете описать миссию «КП»?

— Мне очень нравится, что  «Комсомольскую правду» называют любимым брендом. Когда проходят какие-нибудь исследования самых родных, своих брендов, то, как правило, «КП» на первой позиции. А наша миссия, возможно, должна звучать так: делать сложное простым и комфортным, обслуживать нашего любимого читателя.

Мы не будем писать то, что нашему читателю неважно и неинтересно, если его это отталкивает. И, конечно, стараемся делать привлекательные заголовки. Которые побуждают прочитать заметку.

 

— То есть если пользователям будет интересна «желтуха», претенциозные заголовки, что-то не совсем правильное и качественное, вы будете это писать?

— Мы не мыслим такими категориями. Стараемся писать то, что интересно нам самим. И конечно, мы стараемся делать привлекательные заголовки. Мне кажется, за это грех осуждать.

 

— А что в твоем понимании привлекательный заголовок?

— Тот, который побуждает прочитать заметку. И я думаю, вкус нам не так часто изменяет. Если мы где-то возьмем неверную ноту, тональность, то в комментариях это сразу увидим.

,

Фотокорреспондент Мария Ленц, «КП‑Красноярск»
Фотокорреспондент Мария Ленц, «КП‑Красноярск»

,

— «КП» часто критикуют, даже на вашей странице в «Википедии» описаны многие скандалы. Почему критики так много?

— Мы достаточно беспечны и не следим за своей страничкой в «Википедии», ничего там не подчищаем. Хотя, наверно, следует это делать.

С другой стороны, у нас ежедневно только на сайте публикуется от 1200 до 1500 заметок. Никто [из конкурентов] столько не пишет. Даже математически вероятность ошибки у нас выше, чем в других СМИ. И время от времени нам приходится извиняться за свои промахи. Признать свою ошибку — это нормально.

В  этом году «Комсомольской правде» исполнится 94 года. И все эти годы «Комсомолка» была самым популярным изданием в стране. И тот факт, что она остается им и сейчас, о многом говорит. Значит, доверие читателей мы не обманули. 

 

— Вы извиняетесь, если допустили ошибку?

— Да, конечно.

 

— Вы можете просто удалить с сайта материал, в котором что-то не так? У ряда СМИ есть такая практика.

— Можем, конечно. Просто это делать нежелательно с точки зрения нашего имиджа.

 

— Я к этому и веду: согласно правилам этики, необходимо написать объясняющий дисклеймер, а не просто молча удалить материал.

— Навскидку не помню, но если посмотреть по нашим косякам, мы извиняемся, как можем. Удалять заметки нехорошо ни с точки зрения этики, ни с точки зрения поисковых машин — остается дырка на сайте. Хотя если мы какую-то заметку и удалим — ну, что теперь, не будем делать из этого трагедию. Но мы всегда стараемся вести себя корректно, и если вдруг произошла оплошность, то, конечно, мы извиняемся. К счастью, в нашей жизни их немного.

,

Фото: Из архива «КП»