А что, так можно было? De Correspondent собрал 2,5 млн и закрыл офис

Джей Розен, медиагуру
Джей Розен, медиагуру

,

Американская медиатусовка бурлит. Один из самых успешных медиапроектов последних лет, голландский De Correspondent, собравший осенью с американской публики 2,5 миллиона долларов на запуск американской версии, объявил, что ничего специально для США делать не собирается и вообще закрывает офис.

«Очень верный способ восстановить доверие к журналистике!!!!!» — пишет в Твиттере Эмили Белл с пять восклицательными знаками. Растерянный Джей Розен, другой маститый эксперт и проповедник модели membership, которого De Correspondent нанял продвигать свой бренд в США, пытается переадресовать вопросы руководству голландской медиакомпании. В целом, конечно, получилась очень некрасивая история, наносящая ущерб медиастартапам вообще и новой перспективной модели membеrship — в частности.

De Correspondent в последние годы был любимым образцовым проектом медиааналитиков. Стартовав в 2013-м, маленькое СМИ набрало за 4 года 60 тысяч подписчиков, что, с учетом масштаба голландской аудитории, сопоставимо с половиной базы New York Time — мирового рекордсмена по подписке. (ЖУРНАЛИСТ писал об этом.)

При этом De Correspondent подхватил идею Guardian: издание не закрывает свой контент пэйволом, так как журналистика — общественно значимая функция. Доступ к контенту остается бесплатным, но взамен издание просит читателей поддержать важную миссию СМИ регулярными перечислениями, напоминающими подписку. Отличие заключается в том, что это не плата за контент, как за товар, а оплата важной социальной функции. Это так называемая модель membership, или «клубные взносы» на журналистику, в которой преуспела Guardian. А теперь вот любимчиком медиааналитиков стал De Correspondent.

Помимо успешного применения прогрессивной бизнес-модели, молодое издание продвигало ценности slow news (медленные новости) и constructive journalism (конструктивная журналистика). Манифест редактора De Corresponent Роба Уинберга о качественной журналистике стал очень популярным в медиатусовке. В этом манифесте, кстати, он обещал принести принципы новой журналистики в США в виде дочернего англоязычного подразделения — The Correspondent.

,

Больше всего в этой истории жалко Джея Розена, пламенного сторонника модели membership

,

В Америке голландцы наняли Джея Розена, который входит примерно в Топ-10 ведущих мировых медиагуру, учредили фонд Membership Puzzle Project, который пообещал редакциям по всему миру гранты на эксперименты с клубной моделью (ЖУРНАЛИСТ писал и об этом). В конце 2018 года The Correspondent начал в США фандрайзинговую кампанию на запуск американской версии под слоганом Unbreaking news. Целью поставили собрать 2,5 миллиона за месяц.

Как это часто бывает, вначале сбор шел бодро, за 9 дней собрали 1 миллион. Потом дело застопорилось. В бой бросили тяжелую артиллерию: удалось как-то продвинуть Джея Розена на одно из ведущих вечерних телешоу к Тревору Ноа. Этот выпуск прославился еще тем, что у ведущего не было голоса и он интервьюировал Розена с помощью голосового помощника Siri.

Так или иначе, заявленную сумму в 2,5 миллиона удалось собрать, что породило очень позитивные отклики в медиасреде: смотрите, люди готовы платить за обещание качественной журналистики.

И вот неожиданная новость. «Собрав миллионы долларов на разговорах о своем намерении починить американскую журналистику, The Correspondent объявляет, что не будет открывать редакцию в Нью-Йорке и никогда не планировал быть американским СМИ».

Сами голландцы объясняют, что офис в Нью-Йорке, который они закрывают, был всего лишь штабом фандрайзинговой кампании. А англоязычную версию они все равно будут делать, но из Амстердама. Однако любой, кто следил за историей, помнит, что они адресовали свою кампанию именно американским читателям, что все заголовки выходили с упором на свежие веяния, которые De Correspondent принесет на американский рынок. В общем, сбор денег с последующей корректировкой целей — это не та история, которая способна возродить доверие публики к СМИ, как и подметила Эмили Белл.

В Твиттере даже появились комментарии, что это похоже на такой отдельный сомнительный бизнес, близкий к пирамиде. De Correspondent собрал 1,8 миллионов в 2017-м, чтобы нанять маститых амбасадоров для второй компании, в которой собрал 2,5 млн. А журналистика якобы присутствует лишь как витрина для этого нового вида бизнеса. Анализируя эту точку зрения, профессор Чандерс из Университета Лидса, например, пишет, что в любом случае предстоит выработать какие-то правила относительно фандрайзинга в медиа, чтобы люди не чувствовали себя обманутыми после того, как дали денег на «некоммерческий проект».

Может быть, конечно, это часть какой-то маркетинговой компании непосредственно перед стартом, но что-то верится с трудом. Больше всего в этой истории жалко Джея Розена — он ведь пламенный сторонник клубной модели, честно продвигающий ее на умирающем медиарынке.

,

Иллюстрации: thecorrespondent.com