«Это все потому, что в искусстве нет объективных критериев». Да. Эта публикация начинается с цитаты. А все из-за того, что зачастую «художества» в газетах доминируют над функциональностью. Поводом к этому тексту стал редизайн газеты «РБК».
Сразу. Чтобы никаких булыжников в спину. Этот текст — сугубо личное мнение автора. А то ведь художника каждый обидеть может. Тем более модного.
И вот еще что. Это не «пасквиль». Тем более что в редизайне «РБК» много хорошего. Просто примите публикацию как предложение редакциям, планирующим редизайн, не совершить очевидных ошибок.
«МОСКВИЧ-412» НА МКАДЕ
«РБК» и впрямь выглядел до редизайна газетой, сделанной «на коленке». Типичное незапоминающееся оформление заштатной областной газеты. Когда у издания нет никаких задач. Нет аудитории. Нет бизнеса. Есть только «партийное задание» от учредителя, который, собственно, и является не только «кормящей матерью» такой газеты, но и ее аудиторией. Сам формирую повестку, сам пишу и сам читаю. Главное, чтобы «было». По такой схеме издавались только советские газеты. Ну и одноразовые предвыборные «простыни». Не могу утверждать, что именно по такому сценарию шло издание газеты «РБК», но очень похоже. Во всяком случае, в рейтинги «Медиалогии» газета категорически не попадает. А ведь там в лидерах их прямые конкуренты — и «Коммерсантъ», и «Ведомости». Мало того, убийственным фактом является уже то, что в эти рейтинги попадают даже безнадежные «Аргументы и факты» и «Независимая газета». И все заявления редакции о ежедневном тираже в 80 тысяч — попросту пшик. Для кого? Спасает «РБК» только сайт — у него позиции достаточно крепкие. Довольно симптоматично: даже в аэропортах при посадке в самолет мало кто из пассажиров брал эту газету с бесплатной стойки.
,
,
Да, с газетой необходимо было что-то делать. Выглядела она словно «Москвич-412» на МКАДе. Такое издание должно было естественным образом умереть или перезагрузиться. И решение пришло. В феврале этого года издание перезагрузили.
«БЫСТРОЧИТАЕМАЯ» МОДЕЛЬ
Никаких революционных решений. Все давно пройдено и отработано. Последнее время многие деловые издания переходят на новую графическую модель — «быстрочитаемую». Типичный пример — «Деловой Петербург».
,
,
Петербургская газета, собственно говоря, и так была довольно динамичной для чтения. Никаких серых «кладбищ текста», много выносов, инфографики и крупные иллюстрации. Но и этого редакции оказалось мало. Они пошли дальше — сейчас газета выглядит крепко сделанным качественным городским таблоидом. Не сдается разве что только «Коммерсантъ», который до сих пор держит марку «высоколобого» издания. Газета выглядит тяжеловесно, читать объемные серые тексты в шестиколоннике (на формате А2!) чрезвычайно утомительно. Но это умышленное решение редакции — «газета не для всех».
В «РБК» пошли по проторенной дороге «Делового Петербурга», заявляя: «Старый формат лонгридов был очень неповоротлив, теперь тексты стали короче и разнообразнее». Судя по презентации редизайна, текстов стало намного меньше, чем прежде. Просто катастрофически меньше. Чем же занят теперь прежний штат авторов издания? Когда говорят в таких случаях: «Зато теперь они нацелены на качество текстов», становится неловко. А что, до этого за качеством никто не следил?
,
,
Любые изменения, конечно, должны быть обусловлены какими-то конкретными задачами. У «РБК» было настолько все плохо, что им достаточно было просто обновиться без каких-либо задач. Тем не менее автор редизайна Свят Вишняков (выпускник Британской школы дизайна) пишет: «Одна из целей редизайна — создать понятную и простую в использовании систему форматов. Для этого редакция ограничила количество возможных типов материалов, и каждый получил свое оформление. В газете есть не только колонки, но и Q&A, сценарии, интервью, профайлы, фоторепортажи». Заявление, что называется, «для бедных». Даже многие районные газеты систематично используют все названные «новые» форматы.
ЧЕМ НАПУГАТЬ ЕЖА
Собственно, ключевой «скелет» издания. Опять цитирую разработчика графической модели: «Мы разнообразили композиционные решения в газете и сделали гибкую сетку. Помимо классического пятиколонника появилось разделение колонок на две части — такое решение позволяет разбивать ритм и добавлять дополнительный воздух на полосу».
Напугали ежа голой правдой. Самый обычный десятиколонник. Если есть задание сделать газету более светлой и «воздушной», то очевидны два решения — ввести «плавающую» сетку или сетку с возможностью использования свободной колонки — «радикала». Так что бравировать тем, что было неизбежно, по меньшей мере странно.
,
,
,
Читать презентацию редизайна «РБК» и впрямь забавно. Хотя бы потому, что и газета не из Пупышево, и к работе привлекли «тяжелую артиллерию». Вот, например: «Монотонные блоки текста сложно воспринимать. Часто информацию проще подать в виде цифр и графиков, а яркая цитата может убедить читателя прочесть материал целиком. Так появилась гибкая система элементов, которыми можно разнообразить верстку, сделать ее красивее и удобнее для восприятия». Ну, это настолько очевидно, что тут сложно прокомментировать без сарказма.
,
,
В целом попытку редизайна «РБК» я бы все равно назвал успешной. Во-первых, сложно сделать хуже, чем было. А во-вторых, у газеты и правда появилась довольно понятная и контрастная система композиционных стилей (подачи публикаций на полосах).
,
,
На этом заканчиваю спонтанный текст, в котором, увы, я так и не смог увязать коня и трепетную лань из-за противоречивых чувств, вызванных удачно-неудачным редизайном.
,